Сухачева Наталья Владимировна Рыбачевская Ольга Евгеньевна. «Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»

«Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»«Партнерское взаимодействие педагогического коллектива и семьи воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей»

Авторы:

  • Наталья Владимировна Сухачева воспитатель первая квалификационная категория
  • Ольга Евгеньевна Рыбачевская воспитатель высшая квалификационная категория

МБДОУ № 48 «Детский сад «Золотая рыбка»

Богатство нации — это прежде всего здоровье подрастающего поколения. К сожалению, показатели здоровья российских детей и подростков нас не радуют. Кроме влияния социально-экономических проблем, это результат низкой гигиенической культуры и распространения вредных привычек, провоцирующих заболевания. Известно, что здоровье человека формируется с детства.

 

Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. Дошкольное детство — период интенсивного роста, развития организма и повышенной его чувствительности к влиянием природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Поэтому одно из приоритетных направлений педагогической деятельности дошкольного учреждения № 48 «Золотая рыбка» является – сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

  1. Наследственность — определяет здоровье на 20%.
  2. Условия внешней среды (природные и социальные) — на 20%.
  3. Деятельность системы здравоохранения — на 10%.
  4. Образ жизни человека — на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

«Приучать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления» — одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. И это не случайно, так как на современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, в том числе и в Норильске.

Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют: ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое и метало-звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая тяжелая музыка и т.д), а также социальная напряженность в обществе и интенсификация процесса обучения. Исходя из этого, возникла необходимость разработки системы оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми. В группе организуется образовательная деятельность, проходят оздоровительные досуги и спортивные развлечения, подвижные игры, дни здоровья, но проблема по-прежнему остается актуальной.

Цель нашей работы – в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Мы создали вокруг своих детей такую воспитательно-образовательную среду, которая насыщена атрибутами, знаниями и обычаями здорового образа жизни. Это картины, карточки, дидактические игры, иллюстрации, литература. Мы надеемся, что это приведет наших детей к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья, здоровья окружающих людей. Но для этого необходимо формировать у детей мотивы, лежащие в основе формирования стиля здоровой жизни: чтобы что-то делать, надо это знать, нужно подчиняться тем требованиям, которые выработало наше общество; я должен получить удовольствие от самосовершенствования.

Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развить у них желание быть здоровыми. Мы стараемся выработать у детей охранные стереотипы, закрепленные через полученное удовольствие: «Я знаю, где и как надо переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие». Только такого рода детские рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу его здоровью.

Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь формировали у родителей. Семейное воспитание – это источник общественного опыта. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, особое внимание уделяем поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, создание банка данных семьи, на основе социально — педагогического мониторинга.

Работу с родителями условно разделили на три этапа.

Первый этап включает анализ: потребностей, жизненных принципов, компетентности, культуры, заполнение карт диагностики семьи. Используем общепринятые методы – анкетирование, беседа.

Данная работа очень важна для налаживания контактов и определения индивидуального подхода к ребенку характер эмоциональных отношений в семье. Какой образ жизни ведет семья? Как планировать работу с семьями воспитанников, если в них присутствуют аморальные проявления — алкоголизм, наркомания? Как помочь в этом случае детям? Для нас подобные данные могут объяснить те или иные проблемы в развитии детей.

Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду. Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития

Обобщение материалов исследования по данным анкетного опроса родителей позволило оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье.

Второй этап – привлечение родителей к совместной физкультурно-оздоровительной деятельности и повышение их компетентности в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также роли влияния положительного примера взрослых.

На стадии дальнейших контактов и связи между родителями и педагогами ДОУ разрабатываются и организовываются;

  • Педагогические консультации, беседы, советы, рекомендации – запланированные и внеплановые (по текущему социальному заказу родителей):
  • устные
  • печатные
  • Родительские собрания и конференции, родительские советы, семинары, тренинги, круглый стол (с привлечением специалистов).
  • Динамичная информация (рубрики в уголке для родителей):
  • «Ваши советы, вопросы, пожелания»
  • «Мои достижения»
  • «Наши смешинки»
  • фотовыставки и выставки детских работ.
  • Досуговые мероприятия, НОД, режимные моменты – показ для родителей.
  • Практикумы:
  • показ родителям элементов массажа, самомассажа, закаливающих процедур для оздоровительной работы с детьми в домашних условиях.

На этом этапе следует к родителям относиться терпеливо, как к ученикам, потому что большое количество литературы может вызвать утомление, а неподкрепленный содержанием досуг превратиться для них в пустую «забаву».

На информационных стендах для родителей работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств, такие как «Растим детей здоровыми», «Узелки на память», «Советы Айболита». Предлагаются рецепты витаминных чаев, способы обогащения домашнего питания витаминами, памятки, заостряющие внимание родителей на том, какие условия созданы в детском саду для развития двигательной активности и т. п.

Благодаря папкам-передвижкам, стендам, методической литературе родители получают исчерпывающую информацию по различным вопросам, например: как осуществляется закаливание, какие необходимо применять физические упражнения для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, как руководить подвижными играми детей.

Третий этап – активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности – совместное творчество родителей и детей:

На этапе конструктивного сотрудничества родители активно, по предложению педагога или по своему желанию посещают детский сад, играют с детьми, оказывают помощь педагогу, вносят равноценный с ДОУ вклад в развитие и обучение своего ребенка:

  • Досуги, развлечения, праздники, игры-занятия, экскурсии, предполагающие совместное проведение и активное участие родителей.
  • Эпизодические мероприятия:
  • изготовление костюмов для детей
  • видео-, фотосъемки
  • пошив новой одежды для кукол
  • помощь в изготовлении нетрадиционных пособий для оздоровительно закаливающих процедур, физкультурных занятий
  • оформительские и ремонтные работы в группе.
  • Библиотека для родителей:
  • по проблемам развития и воспитания
  • детская развивающая литература
  • методические рекомендации по развитию двигательной активности детей, созданные педагогами ДОУ
  • сборники забавных детских песенок, стихов – разработка и составление совместно с родителями.
  • Работа по привлечению родителей новых воспитанников и тех, кто не проявил должного интереса к совместной с детьми физкультурно-оздоровительной деятельности.

Все это требует от работников дошкольного учреждения серьезного внимания к работе с родителями. Лучший опыт семей в воспитании ребенка заслуживает широкого распространения и поощрения. В частности, об этом рассказываю на собраниях родителей.

Медицинский персонал и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры для того, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

Думается, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Только преобразив себя, мы сможем преобразить окружающий мир, в том числе и детей. Только преобразив души родителей, перевернув в их понимании понятие о ценности ребенка — проблемы семейного воспитания станут насущной проблемой не образования, а самой семьи. Приняв эти условия можно поднять культуру семейного воспитания на совершенно новую ступень, что станет в конечном итоге значимым и для окружающих и для самих родителей.

Просмотров: 1103
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Гумарова Фания Жамсатиновна. Сценарий мероприятия для детей и родителей. День здоровья 'Здравствуй, осень золотая'.
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Дворянкина Светлана Михайловна. Консультации для родителей 'Здоровый образ жизни ваших детей'
  • Меньшова Ирина Анатольевна. Консультация для родителей «Дорожки здоровья в детском саду. Профилактика плоскостопия»
  • Мустафина Гульфия. Взаимодействие педагогов и родителей по укреплению здоровья дошкольников
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Сонина Мария. Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ваших детей»
  • Кусенко Ольга Викторовна. Конспект дня здоровья по ОБЖ в подготовительной логопедической группе на тему: «Главное не только знать, но и в жизни применять»
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Высокина Яна Васильевна. Сохранение жизни и здоровья детей на дорогах
  • Цыпкина Тамара Валентиновна. СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна. Конспект НОД по формированию здорового образа жизни с детьми старшей группы «Страна Здоровья»
  • Тарасевич Нина Николаевна. «Методическая разработка» Информационный проект «По дороге к здоровью» по неделе здоровья «Карусель здоровья» в смешанной дошкольной группе
  • Дворянкина Светлана Михайловна. Консультация для родителей ДОУ. Здоровый образ жизни в семье
  • Субочева Ирина Николаевна. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей (из опыта работы)
  • З. М. Гарага О. Д. Федосеева О. В. Ефремова. Сценарий досуга в разновозрастной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей «Разные книги»
  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь