- В. М. Волченко
- Е. Н. Полухина
«В последнее время мы стали уставать не столько от работы, от общения с детьми, сколько от предательства, безудержного хамства. Ужасно, уже научились прикидывать, чего и от кого в какой ситуации ждать. И заслониться, и держать удар. Ненормальная жизнь, в которой мало на кого можно положиться, становится нормой. Нормой становится то, что никто никому не нужен. Каждый в глубине души ждёт сочувствия, тепла, рассчитывает на всё это, но ни с кем не хочет делиться собственным», — так говорили педагог и публицист Симон Соловейчик.
И мне кажется, что эти слова в полной мере можно отнести к нашим дням, к нашему времени.
Данное направление нашей работы было выбрано не случайно. Причин полагаю здесь несколько: это и разброс в зарплате, неравномерная загруженность педагогов поручениями, к этому можно отнести незапланированные формы контроля за педагогами и обыкновенную человеческую зависть. На основании наблюдения за взаимоотношениями педагогов в течении учебного года было отмечено, что в педагогическом коллективе детского сада есть проблемы именно с психологическим климатом.
В педагогическом коллективе кроме официальных взаимоотношений складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются. Характер взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния педагогов нашего ДОУ и проявляется в таких показателях, как уровень удовлетворенности отношениями в коллективе, отсутствие конфликтов среди педагогов, уверенность в своих сослуживцах, личностный рост, показатели производительности педагогического труда.
Очевидно, что педагога нельзя заставить быть добросовестным, дисциплинированным и творческим. Возможно, психологически предрасположить его к этому, оказать влияние на становление и развитие мотивационной сферы, создать такие отношения в коллективе, которые способствовали бы формированию положительной мотивации в деятельности каждого педагога и созданию положительного психологического климата в педагогическом коллективе как условия эффективного образовательного процесса.
Стоит отметить, что в последнее время возросли требования к уровню социально-психологической подготовки людей в коллективе. Формирование и совершенствование морально-психологического климата в образовательном учреждении является одним из наиболее важного условия для повышения качества образовательного процесса. Также, морально-психологический климат является индикатором уровня социального развития, как всего коллектива, так и отдельных работников в частности. Взаимоотношения в коллективе — это одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей со своими взглядами, ценностями, моральными и психологическими устоями. Особенно это актуально для современных образовательных учреждений. Педагогический коллектив обязан уметь использовать новые технологии для осуществления всех запросов учеников и их родителей, а для этого важен психологический климат в педагогическом коллективе, как условие эффективного образовательного процесса
|