Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к. от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и результативности труда. Поэтому в общеобразовательных учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.
Цель тренинга: игровой тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Необходимые материалы для тренинга: палочки, три маленьких мячика, ручки, листы бумаги.
Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету.
Ход тренинга:
Приветствие (все стоят по кругу, обращаясь друг к другу):
Для начала давайте:
Скажем «Здравствуйте» руками! (взяли соседа за руки)
Скажем «Здравствуйте» глазами! (посмотрели друг на друга)
Скажем «Здравствуйте» устами – (хором говорим друг другу)
Стало радостней нам с вами!
1. Упражнение «Пальма. Крокодил. Слон»
Цель: введение в атмосферу тренинга.
Упражнение проводится в кругу, участники стоят. Ведущий предлагает участникам группы изобразить «Пальму», «Крокодила», «Слона».
“Слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши);
“Пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево);
«Крокодил» — (человек в центре вытянутыми вперед руками изображает пасть, человек справа и слева выстраиваются за центровым и берутся за пояс.)
Упражнение выполняется тройками. Ведущий указывает на участника и называет кого он должны изобразить. Два участника стоящие от него слева и справа помогают ему выполнить заданную «скульптуру». Ведущий постепенно увеличивает темп выполнения задания.
Вопросы для обсуждения:
- Ваши впечатления по проведенному упражнению?
2. Упражнение «Китайские палочки»
Цель: координация совместных действий.
Участникам раздаются палочки. Становятся в круг. Большими пальцами кисти должны соединить палочку рядом стоящие участники. Поочереди не уронив палочку, участники должны пройти вокруг себя, переступая через палочку.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
- Какие трудности вызвало у вас это упражнение?
3. Упражнение «Пустое место»
Цель: снятие напряжения, развитие взаимопонимания между членами группы.
Половина педагогов садится по кругу на стулья, другая – встает у них за спиной и кладут руки на спинку стула. Перед одним педагогом (водящим) никто на стуле не сидит – это «пустое место». Задача водящего – переманить кого-нибудь из сидящих на «пустое место». Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого собираешься позвать. Если кто-то из педагогов увидел внимательный, приглашающий взгляд, он должен перебежать и занять «пустое место». Партнер, стоящий за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если ему это не удалось, то теперь ему самому придется переманить к себе кого-нибудь другого.
Вопросы для обсуждения:
- Что было легко, что сложно?
- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
4. Упражнение «Самолетик»
Цель: сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было справиться с заданием?
- Какие трудности вызвало у вас это упражнение?
5. Упражнение «Передай другому»
Цель: сплочение, взаимопонимание участников.
Участники стоят по кругу, у ведущего в руках 3 маленьких мячика. Ведущий бросает участнику мячик и говорит имя (Маша), кому бросает, участник который поймал, говорит «Спасибо Рита» и обращается к тому, которому собирается бросать и так все должны поймать мячик и вернуть ведущему. Все три мячика должны пройти круг. Если мячик упал, то упражнение начинается сначала.
Вопросы для обсуждения:
- Легко или трудно было передавать мяч?
- А в чем были трудности?
6. Упражнение «Японская бабочка»
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Выбирается участник, который будет играть роль «тори». «Тори» – по-японски «птица». Все остальные – «бабочки».
«Тори» стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. «Бабочки» идут по кругу вокруг «тори». Время от времени одна из «бабочек» останавливается перед «тори» и слегка касается его ладоней. «Тори» пытается поймать руку этого игрока. Как только «бабочка» поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух «тори», а те пытаются поймать следующую «бабочку».
Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна «бабочка».
Вопросы для обсуждения:
- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
- Какие трудности вызвало у вас это упражнение?
7. Упражнение “Хвост дракона”
Цель: способствует разрядке и сплочение участников.
Попросите группу разделиться на две. Две группы формируют дракона, держа друг друга за талии. Последний человек в цепочке, прицепляет к своему ремню или брюкам ярко раскрашенный шарф, драконий хвост. Группа должна поймать хвост другой, не потеряв своего хвоста.
Итог тренинга. Обратная связь.
Участникам раздаются листочки с именами педагогов. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Наш тренинг подошел к завершению. Давайте наградим себя аплодисментами!
Хочу у вас спросить, каковы ваши впечатления от проведенной работы?
Всем спасибо за участие!
|