Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей

Примерная схема анализа образовательной среды как способствующей сохранению и формированию психологического здоровья.

Ст преподаватель кафедры психологии КГПУ
Метелкина Т.Н.

Анализ функции и норм образовательной среды по след критериям:


Способствует ли О.С.
•развитию сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути,
•воспитанию инициативы и ответственности УОП (участ. обр. проц.) в природных и социальных сферах,
•обеспечению возможностей для личностно-проф. роста, самоопределения, самореализации УОП.
•овладению средствами достижения интеллектуально-нравственной свободы УОП;
•созданию условий для самостоятельности, саморазвития, индивидуальности человека, развития его духовных потенций.
Анализ позиций УОП  
Оценка позиций  Педагога, Ученика, Администрации, Родителя как субъектов деятельности по сохранению здоровья. С этой целью необходимо проанализировать наличие потребности и мотивации к организации и осуществлению различной деятельности по здоровьесохранению у участников образовательного пространства.
1.У администрации - по формированию стратегии развития учреждения как здоровьеразвивающей;
2.У педагога - по организации профессиональной деятельности как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;
3.У  ученика - по формированию ЗОЖ и ценности здоровья;
4.У родителей  - по организации деятельности семьи как здоровьесохраняющей и формирующей культуру здоровья;

Анализ модели  взаимодействия участников образовательного процесса.
1.Определение ведущего модуса отношений участников образовательного процесса:
1.СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - O) характерны для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребёнком
2.СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ СВЯЗИ (S - S) характерны для личностно-ориентированной модели взаимодействия. Диагностика моделей см. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. - М., 1997.
2.  Анализ ведущих принципов, норм коммуникации и взаимодействия.
1.ПРИНЦИП ДИАЛОГИЗАЦИИ педагогического взаимодействия
•Оценка пед. общения с точки зрения наличия диалога  
•Оценка стратегии взаимодействия, т.е. позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей.
     2.  ПРИНЦИП ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ –
•Оценка УВП, применяемых технологий, содержания обучения с точки зрения  их направленности на актуализацию исследовательской активности ребёнка
3. ПРИНЦИП ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ
•Оценка степени вклады личностного опыта в ролевом взаимодействии: ученик-учитель.
4. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
•оценка адекватности содержания, форм и методов воспитания возрастным и индивидуальным возможностям ребёнка.

Для проведения оценки  деятельности школы как здоровьесохраняющей необходимо опираться на обоснованные в отечественной психологии методологические принципы "прогностичности диагностики" и "единства диагностики и коррекции развития" (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.М.Гуревич).
С целью оценки влияния педтехнологий, программ обучения ряд авторов предлагает выделить содержательные показатели психического здоровья. В.Э. Пахальян предлагает в системе психолого-педагогических школьных служб проводить мониторинг следующих сфер: когнитивного развития ребенка; личностного развития; эмоционально-волевого развития; развития мотивационно-смысловой сферы.
 Наряду с традиционной селективной психодиагностикой (диагностикой отбора, соответствия демонстрируемым ребенком уровнем развития психических процессов, свойств и качеств установленным среднестатистическим нормам развития), необходимо выделять особый предмет диагностики. Необходимо анализировать ситуацию развития ребенка.
По мнению А.Г.Асмолова, необходимо шире применять на практике методы и методики диагностики развития, что позволит от констатации наличных психологических особенностей ребенка перейти к исследованию условий оптимального развития ребенка в образовательных процессах,
Частные методики диагностики.
Методы изучения  психоэмоционального  состояния школьника. Для изучения психоэмоционального состояния учащихся, в процессе школьного обучения, можно использовать методику цветописи (О.Г. Иванова, 1988). Для определения устойчивости к стрессу возможно использование теста Люшера. Для оценки состояния эмоционально-личностной сферы наиболее эффективно использование проектировочных методов диагностики: рисуночных тестов, метода незаконченных, предложений, ТАТов. Тест «Рисунок человека» позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка, так и особенности эмоционально – личностной сферы. Тест «Пиктограмма» предложен А.Р. Лурией как метод исследования мышления и памяти. В дальнейшем с помощью данного метода были разработаны критерии личностных и эмоциональных особенностей. Оценить уровень и структуру школьной тревожности возможно с помощью теста школьной тревожности Филлипса. (Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога, Москва, 2001 ) и теста тревожности Дж.Тейлора-А.М.Прихожан (Ярулов А.А, Индивидуально-ориентированная система обучения, Красноярск,1998).

Просмотров: 851
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Марина Трофимова. Презентация «Разработка модели воспитательно-образовательного процесса ДОУ по формированию социально-личностного развития ребенка»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Божко Татьяна Петровна. Методическая разработка 'Оценка развития креативности детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре'
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Насурова Н. В.. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Бонко Лариса Петровна. Проектный метод как средство развития когнитивной сферы ребенка дошкольника
  • Татьяна Юрьевна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Погосян Карине Юрьевна. Особенности организации педагогического процесса математического развития детей 4 года жизни в ДОУ
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Значение сайта (блога) для совершенствования взаимодействия участников образовательного процесса и социального окружения ДОУ (с презентацией)
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь