Трафимова Елена Александровна. ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Е.А. Трафимова Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида Петроградского района

г. Санкт- Петербурга

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. За последние годы увеличилось количество детей, имеющих те или иные речевые нарушения. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. В настоящее время формированиеречи у детей, направлено на укрепление здоровья и находит свое отражение в педагогической практике и теории и, в частности, в коррекционной педагогике.

 

Развитие большинства детей с ОВЗ, в том числе и дошкольников с нарушением речи происходит на фоне сопутствующих соматических заболеваний и функциональных нарушений организма. Поэтому своевременное формирование у детей представлений о здоровом образе жизни мы рассматриваем как условие здоровьесбережения.

Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а именно ребенка.

Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе учителя – логопеда является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовного, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

В формирование здорового образа жизни дошкольников большую и неотъемлемую часть играют логопедические занятия. Основными задачами служат приемы сохранение и формирования здоровья, коррекция нарушенных высших психических функций, речевых процессов.

На логопедических занятиях формируются приёмы и методы здоровьесбережения: использование компенсаторных возможностей организма, развития мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и другие.

К примеру, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики у детей с нарушением речи не только улучшает подвижность артикуляционного аппарата, но и улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, оказывает общеукрепляющее воздействие, нормализует тонус и эластичность и сократительной способности мышц.

Опираясь на труды учёных, значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, и др.).

Дыхательная гимнастикаявляется неотъемлемой частью оздоровительного режима. Как известно, дыхательная гимнастика не только формирует нижнереберно- диафрагмальное дыхание, силу, плавность и длительность выдоха, но и является оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма.

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, получил широкое применениелогопедический массаж. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием.

Метод релаксации, появившийся за рубежомеще в 30-40 -х. г XX в., направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, что также способствует расслаблению различных групп мышц. На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия при возникновении у ребенка напряжения или беспокойства. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрироваться на задании, снять возбуждение, что необходимо для коррекции речи. В своей практике мы применяем эти упражнения под классическую музыку.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. С этой целью используются на занятии игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Немаловажную роль налогопедических занятий я отвожу зрительной гимнастике, которая является основной частью сохранения и укрепления здоровья, улучшает циркуляцию крови, укрепляет мышцы глаз.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мною ежедневно и очень благоприятно влияют на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста.

В логопедической практике совместно с педагогами детского садамы используем нетрадиционный метод работы по развитию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи-интерьвьюирование.

Целью данного метода являетсяобучение умениюстроить диалог и устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками, а также воспитывать культуру речевого общения. Обучать правильному речевому дыханию при ведении диалога. На индивидуальных занятиях с использованием этого метода дети составляют загадки, потешки, используют инсценировки стихов, в том числе о здоровом образе жизни Дети старшего возраста разыгрывают их в лицах, учатся договаривать фразу в предложении. К примеру, в играх «Что ты скажешь продавцу в магазине?», «Уроки Мойдодыра», «В гостях у Федоры», «Кому что нужно, расскажи?» (по теме «Части тела. Человек. Гигиена»). А также описывают сюжетные картинки и после этого учатся задать вопросы собеседнику, на основе этой деятельности строится диалог. На подгрупповых занятиях в средней группе в игровой форме мы учимся закреплять умение строить диалог в игре «Я — корреспондент», «Интервью», На протяжении всего учебного года, опираясь на лексические темы, чтение художественной литературы мы продолжаем использовать тот метод и с детьми старшего возраста.

На подгрупповых занятиях по обучению грамоте в интересной форме включаем игровые упражнения с использованием диалога, в играх «Мы играем в школу». А также мы проводим работу с семьёй: в целях эффективности и продуктивности данной темы организовываем совместные мероприятия, круглые столы, В зимний период родители составляли рассказ об активном семейном отдыхе на тему: «Мы со спортом дружим!», «Мы за здоровый образ жизни!» Очень интересным для детей была презентация альбома совместных фотографий об активном семейном отдыхе. А в летний период помимо закаливающих процедур, мы уделяем большое значение различным коммуникативным играм с использованием метода интервьюирования.

Я считаю тот метод интересным и продуктивным. На основании данных разработок в следующем учебном году мы планируем разработать проект

«В здоровом теле — здоровый дух!»

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровосберегающих технологий в коррекционной работе логопеда с дошкольниками имеет положительные результаты. Применение элементов педагогики оздоровления способствует личностному, интеллектуальному, речевому развитию детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижения уровня коммуникативных умений и навыков (А. Г, Арушанова, О.С Ушакова, Т.А Ткаченко, Ю.В Филлипова, Л.М. Шипицина) все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционной работы и развития речи детей с помощью здоровьесберегающих технологий.

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Списоклитературы:

  1. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009. (библиотека журнала «Логопед». вып. 6)
  2. Л.И Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю. О Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. Здоровосберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания/М: 2017. Серия" Логопедические технологии"
  3. И.М Новикова"Влияние особенностей развития детей с нарушением речи на формирование у них представлений о здоровом образе жизни. Научная статья к. п. н., доцент МГГГУ им. Шолохова.
  4. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Просмотров: 479
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Анжела Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Микита Анна Викторовна. Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста «КАК ПОМОЧЬ КУТАЛКЕ»
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Ившина Елена Николаевна. Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
  • Юлия Геннадьевна Косолапова. Перспективно-тематический план работы учителя-логопеда по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные методы и приемы
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Ковалева Тамара Владимировна, Кузнецова Ольга Васильевна. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии.
  • Русина Ася Сергеевна. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями с использованием метода «глобальное чтение»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и валеологии в средней группе на тему: 'Формирование здорового образа жизни'
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Дудина Е.В.. Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь