Старичкова Марина Вадимовна. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в раннем и младшем дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

 

К сожалению, не все родители в наше время имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места, необходимое оборудование для полноценного физического развития. Чаще всего выполнение этих задач ложится на дошкольное учреждение.

Я считаю, что работа в группах младшего дошкольного возраста должна начинаться с создания среды, в которой дети смогли бы реализовать свои потребности в движении, которая побуждает детей к действию. Она легко меняется и дополняется в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, уровня его подготовленности. Я выделяю для своей физкультурно-оздоровительной работы несколько задач:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности, развитие физических качеств;
  2. Гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
  3. Совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств (овладение основными движениями);
  4. Развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  5. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  6. Воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, физической культурой.

Эти задачи решаются в тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре, но их качественное выполнение в полном объёме считаю невозможным без постановки и исполнения ряда условий:

  1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  2. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
  3. Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  4. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  5. Выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  6. Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

В своей физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста я отдаю предпочтение и систематически использую следующие традиционные и нетрадиционные формы работы:

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика играет значимую роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Кроме непосредственного проведения этого виды гимнастики я включаю её элементы в утреннюю гимнастику и физкультминутки.

С помощью этой гимнастики повышается общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям.

У детей развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшается кровообращение в легких.

Эта гимнастика восстанавливает нарушенное носовое дыхание, положительно влияет на обменные процессы, исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника, улучшает нервно-психическое состояние.

В младшем дошкольном возрасте дыхательные упражнения выполняются ежедневно в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5раз) количеством повторений два раза в день утром и вечером.

Для упражнений дыхательной гимнастикой я использую пособия:

  • бутылочки с серпантином
  • шарики и трубочки
  • летающие снежинки, бабочки, листики, цветы, птички (на трубочке, на картоне)
  • платочки
  • игровые упражнения в стихах
  • звуковые упражнения
  • кораблики на воде
  • мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Регулярные упражнения с предметами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В работе использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут, два – три раза в день. Начиная с одного, ежедневно добавляя по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений.

После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут). Мною разработан комплекс пальчиковой гимнастики для собственной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Также постепенно добавляла к пальчиковой гимнастике упражнения для развития мелкой моторики рук:

  1. Игры с палочками, восьмигранными карандашами;
  2. Рисование по крупе, песку;
  3. Катание грецких орехов, камней в ладошках;
  4. Игры с использованием прищепок;
  5. Игры с использованием губки, пипетки;
  6. Игры с использованием сухого бассейна (пробки, крупа, мелкие предметы);
  7. Мячи с пуговками;
  8. Мячи массажные.

Точечный массаж для профилактики и лечения насморка.

(по А. А. Уманской) и элементы самомассажа.

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов. Во время воздействия на определенные зоны кожи, расположенные в области головы, грудины, шеи, рук, можно активизировать способность организма к адаптации в условиях неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и присутствие респираторной группы вирусов.

Подобный массаж дает хорошие результаты в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов. Этот элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Для работы с младшими дошкольниками использую игровую стихотворную форму при проведении с ними минутки точечного самомассажа, например:

«Чтобы горло не болело (поглаживать ладонями шею),
Мы погладим его смело (мягкими движениями сверху вниз).
Чтоб не кашлять, не чихать (указательными пальцами растирать крылья носа),
Надо носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем (прикладывать ко лбу ладони «козырьком»),
Ладошку держим козырьком (и растирать лоб движениями в стороны).
Вилку пальчиками сделай (разжать указательные и средние пальцы),
Массируй ушко, ты умело (растирать пальцами точки за и перед ушами).

Знаем, знаем — да-да-да (потирать ладони друг о друга),
Нам простуда не страшна».

Или:

«Солнце утром рано встало (поднять руки вверх, потянуться)
Всех детишек приласкало (сделать руками «фонарики»).
Гладит грудку (массировать «дорожку» на груди снизу-вверх),
Гладит шейку (поглаживать шею большими пальцами сверху вниз),

Гладит носик (кулачками растирать крылья носа),
Гладит лоб (проводить пальцами по лбу от середины к вискам),
Гладит ушки (растирать ладонями уши),
Гладит ручки (растирать ладони).

Загорают дети. Вот (поднять руки вверх)».

Релаксация.

Современный ритм жизни, стрессовые ситуации, возникающие на работе и в семье, часто приводят человека к плохому настроению и перенапряжению. Результатом такого состояния нередко становится депрессия. Для того чтобы избежать такой ситуации, психологи советуют научиться расслабляться. При этом рекомендуется использовать различные средства медитации и релаксации. С взрослыми все ясно. А что делать в том случае, если перевозбужден и перенапряжен маленький ребенок, которому сложно успокоиться после активного общения и игр? Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Что это такое? Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация. Она бывает, как непроизвольной, так и произвольной. Второй вид релаксации возможен при выполнении определенных упражнений. После их выполнения ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства.

Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человеку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Для проведения упражнений для релаксации мною собрана картотека упражнений-игр. К примеру, упражнение «Прогулка»:

При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например:

Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать!

Все немного побежали, ножки наши подустали.

Мы недолго посидим, ну а после поглядим.

Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.

Или «Игра с песочком»:

Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

Гимнастика после сна.

Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение. Для превращения гимнастики в весёлую игру, что немаловажно для детей младшего дошкольного возраста, мной составлен игровой комплекс гимнастики после сна, разбитый по месяцам учебного года (по 2 комплекса в месяц). К примеру, сентябрь, комплекс №1:

1. «Потягивание»

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

И.п. – выдох (4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

И.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

вернуться в и.п. (4-6 раз)

3. «Велосипед»

И.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

4. «Музыканты»

Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.

Использование массажных дорожек.

Хождение по «дорожке здоровья» (со следами), направлено на исправление и коррекцию неправильного положения стопы. Способствует расслаблению и укреплению мышц стопы. Это интенсивный метод закаливания стоп, а также профилактика плоскостопия и рефлексотерапия.

Для оздоровительного процесса я использую:

  • подушечки с твердым наполнителем;
  • дорожку с мягкими следами;
  • массажную дорожку «еж»;
  • дорожку из пленки с пузырьками;
  • дорожку «гусеница»;
  • палочки для ног;
  • «дорожку хорошего настроения».

Психологическая гимнастика.

Это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека и его сознанием существуют тесные связи.

Учитывая это, физические упражнения можно использовать и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. С помощью этих упражнений у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ и войти в него.

Для обеспечения психологической безопасности включены мероприятия:

  1. Самомассаж;
  2. Игры с водой;
  3. Работа с природными материалами — песком, водой, крупой, снегом;
  4. Музыкальная терапия;
  5. Предоставление ребенку самостоятельности и свободы;
  6. Минутки тишины.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика помогает снять напряжение глазных мышц при длительной нагрузке на глаза. Большинство детей в семье проводят время у компьютера или телевизора, при этом, очень сильно снижается зрение. Поэтому очень важно проводить беседы с родителями о смене видов детской деятельности и о мероприятиях, направленных на сохранение здоровой зрительной системы и рекомендовать им проводить с детьми гимнастику для глаз, которую мы проводим в детском саду ежедневно.

Мной собран комплекс гимнастики для глаз в стихотворной форме, это позволяет проводить упражнения с младшими дошкольниками в более комфортной для них обстановке. К примеру, гимнастика для глаз «Стрекоза»:

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

Работа с родителями.

Во взаимодействии с родителями по физкультурно-оздоровительной работе ставлю перед собой следующие задачи:

  • объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка
  • информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения)
  • рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью малыша
  • помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка
  • ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья
  • знакомить и привлекать родителей к участию в оздоровительных и спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду
  • разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
  • разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «Уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка
  • ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту, привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку), стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.).

На основе проделываемой мной работы по физкультурно-оздоровительному развитию детей младшего дошкольного возраста я сформулировала ожидаемые результаты:

  1. Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья, а отсюда и сформированность осознанной потребности в ведении ЗОЖ;
  2. Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
  3. Овладение навыками оздоровления;
  4. Снижение уровня заболеваемости;
  5. Защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание жизни в детском саду
  6. Повышение уровня физической подготовленности;
  7. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Просмотров: 627
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Титова Анна Сергеевна. Упражнения для гимнастики после дневного сна
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Новикова Марина Александровна. «Корригирующая гимнастика после сна с элементами упражнений, направленных на профилактику плоскостопия»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Ирина Лопушанская. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
  • Забавина Елена Геннадьевна. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Надежда Чебиняева. Гимнастика после дневного сна- как одно из средств сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь