Аннотация. В данной статье рассматривается влияние проведения православных праздников в дошкольной образовательной организации на нравственно-эстетическое воспитание дошкольников
Ключевые слова. Нравственно-эстетическое воспитание, православные праздники, дошкольники, чувства.
Воспитание нравстенно – эстетических качеств у дошкольников не теряет своей актуальности даже в нынешний 21 век. Даже наоборот, занимает определяющую роль в развитии ребенка дошкольного возраста на всех этапах становления его личности. Общегуманистические ценности не являются какой-то конкретной идеологией, а являются основой воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Наиболее важными качествами, к которым нужно привлекать воспитанников, можно считать:
- гуманизм, с помощью которого у ребенка закладываются чувства доброжелательности, уважения к другим членам общества и окружающему миру;
- чувство ответственности, испытание умственной осознанности брать на себя ответственность за свои поступки и мысли, а также умение сопоставить их с возможными последствиями;
- чувство долга, через осознание личной готовности к воплощению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;
- чувство совести, как регулирующая основа на протяжении всей жизнедеятельности индивида;
- чувство собственного достоинства, как компонент нравственного воспитания, основанный на эмоциональной, позитивной установке на основе самоуважения и уважения к другим членам общества;
- осознание собственной гражданской позиции, направленной на воспитание любви к Родине, привязанности к отечеству, связанной с его судьбой.
Упор на выше перечисленные характеристики, позволит дошкольникам приобщаться в воспитательно-образовательном процессе к таким качествам и понятиям как: стремление, самосовершенствование, адекватность самооценка, культура поведения, способность к формированию эмпатии, как следствие формирования толерантности [3].
Воспитывая у детей дошкольного возраста нравственные и эстетические чувства мы в своей работе используем православные праздники. С помощью православных праздников педагог может оказывать личностное воздействие на детей дошкольного возраста, тем самым проникает в душу и сознание ребенка.
В православной педагогике особенно подчеркивается назначение средств воспитания. Так, иеромонах Порфирий (Левашов) считает: «… средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется служения государству и обществу» [4].
Чтение православной литературы и прослушивание православных песен является неотъемлемой частью нравственно-эстетического воспитания. К выбору материала следует относиться требовательно и ответственно. Предлагаемый материал детям, должен быть привлекательным и интересным по содержанию для появления интереса у дошколят, а также должен нести воспитательное значение.
Выбранные педагогом тексты должны оказывать эмоциональное и эстетическое воздействие на дошкольников, создавать психологически комфортную обстановку в группе.
Эффективность восприятия дошкольников материала, напрямую зависит от правильности подобранного материала, от применяемых методов и приемов педагогом. Чтобы услышанный материал был усвоен ребенком, необходимо использовать в работе разнообразные формы и методы работы, в которых находится отклик православной культуры. Здесь детям можно предложить авторские дидактические игры, подвижные игры, театрализованную деятельность [5].
Формы работы педагога по православной тематике несомненно позволяют овладеть нравственно-эмоциональными качествами еще в дошкольном возрасте.
Остановимся на рассмотрении православных праздников в контексте дошкольных будней. Формы проведения праздника могут быть различными: развлечение в музыкальном зале в сопровождении музыкального работника, праздник на улице с хороводами и танцами и так далее. Педагог должен спланировать разнообразные формы празднования того или иного православного праздника.
Родители, не получившие должного православного образования зачастую не способны приобщить своих детей к моральным ценностям, основанным на принципах христианской веры и принципах морали.
Целью проведения православных праздников в дошкольном учреждении является ознакомление и приобщение детей к таким значимым праздникам как Рождество, Воскресение Христово, для чего люди соблюдают пост и многое другое, без чего невозможно воспитание высоконравственной личности. К тому же, отличительной чертой православных праздников является особая торжественность, пышность, просветленная атмосфера, в сравнении с обычными праздниками, оказывая на ребенка неоценимое влияние.
Праздник, по своей сути, является неотъемлемой частью культуры любой национальности. Особое состояние души ребенка, вовремя проведения праздника, говорит нам о несомненном положительном эффекте.
Праздник – это новые яркие впечатления, позитив, эмоции, радость, творчество. Праздник дает возможность педагогу воздействовать на эмоциональное восприятие мира ребенком, позволяет заложить в нем основы нравственности и культуры. Хорошо, если помимо основных календарных праздников педагогом используются в работе нетрадиционные праздники. Здесь педагог может проявить свое творчество и оригинальность, так как сценарий по проведению праздника может составить самостоятельно, включив туда разнообразие методов и приемов по организации досуговых мероприятий для детей дошкольного возраста. Планируя свою роботу с детьми по знакомству с православными праздниками следует включать данный вид деятельности в ежемесячный план работы.
Посредством проведения православных праздников обогащается духовный мир ребенка сохраняется связь времен и поколений, передаются традиции русского народа, формируются основы национального самосознания любви к Родине.
Именно по этим критериям и показателям нами выбран метод проведения православных праздников для формирования нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста. Данный вид работы с детьми является одним из наиболее перспективных, по нашему мнению, он позволит решить задачи, связанные с проблемой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения в условиях дошкольной образовательной организации, учитывая при этом особенность основного образования.
Для создания особой праздничной атмосферы приглашаются герои в ярких костюмах, оформляется праздничный зал. Оказывать помощь в организации праздника могут родители, узкие специалисты детского сада, а также сами дети. Такой вид взаимодействия позволяет сплотить всех участников образовательных отношений, способствует укреплению доверия, взаимопонимания [6].
Празднование православных праздников способствует всестороннему развитию ребенка, здесь он учится понимать красоту природы, красоту людских взаимоотношений, основой которых является доброта, любовь, творчество, побуждающие ребенка приумножать красоту окружающего мира. Все эти качества являются зачатком нравственных и эстетических эталонов, развитие и формирование которых, продолжится в школьной жизни.
Таким образом, проведение православных праздников в детском дошкольном учреждении является одним из наиболее эффективных форм воздействия, для формирования нравственно-эстетических качеств дошкольников. Это влияет на всестороннее развитие личности ребенка, на его эстетическую, нравственную, духовную, коммуникативную сторону характера. Здесь же формируются задатки общения с другими участниками процесса, воспитывается любовь к традициям и обычаям своих предков, а также позволяет привлечь родителей, как полноценных участников воспитательно-образовательного процесса.
Педагогу предоставляется возможность познакомить детей с ценностями православной культуры, ненавязчиво включая их в воспитательно-образовательный процесс. Проведение православных праздников подтверждает свою эффективность, на основе выше изложенного мы в своей работе используем этот метод как один из основных.
Список использованной литературы
- Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя [Текст] / Под ред. О.С. Богдановой. — 2-е изд., стер. — М.: Просвещение, 2015. — 134 с.
- Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание [Текст] // Психологические проблемы нравственного воспитания детей, 2016. — №10. – С. 10-34 с.
- Божович, Л.И. Нравственное формирование личности дошкольника в коллективе [Текст] / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. – М., 1987.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [Текст] / авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М. 2016.
- Бутенко, Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС [Текст] / Н.В. Бутенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 23-32.
- Субботский, Е. В. Генезис морального поведения у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник Московского университета. – 1978. – № 3.
|