- Шишкова Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ № 102, первая квалификационная категория,
- Аникина Галина Иннокентьевна, воспитатель МБДОУ № 102, высшая квалификационная категория
С 2016 года в МДОУ № 102 функционирует разновозрастная группа, которую посещают дети в возрасте от 3 до 7 лет. На наш взгляд, одним из преимуществ разновозрастного принципа организации группы является:
- установление в группе общего режима дня, который отвечает возможностям и потребностям детей разного возраста;
- возможность расширения круга общения детей, за счет которых происходит формирование новых социальных позиций;
- быстрый темп развития речи и объема памяти у детей младшего дошкольного возраста;
- освоение эффективных навыков социального поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста (доброжелательность, отзывчивость, оказывать помощь);
- умение учитывать интересы других и договариваться в процессе выбора вариантов совместной деятельности др.
Перечисленные нами преимущества разновозрастной группы, позволяют решить задачи, поставленные во ФГОС ДО.
Скачать конспект
Однако в части решения задач по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей у нас возник ряд трудностей:
- учет возрастных психологических и физиологических особенностей детей;
- создание социокультурной среды.
Преодоление обозначенных трудностей мы хотим показать на примере организации культурно-досуговой деятельности в форме праздников и развлечений.
В соответствии с основной образовательной программой, комплексно-тематическим планированием нами реализуется перечень праздников и развлечений на текущий учебный год. (приложение 1.)
Реализацию мероприятий мы осуществляем в различных подходах, которые позволяют, на наш взгляд, преодолеть обозначенные выше трудности и достичь поставленных задач во ФГОС ДО:
- разработка и организация праздников и развлечений с отдельными тематическими блоками для каждой возрастной категории;
- разработка и организация праздников и развлечений с полным включением родителей, не в роли зрителей, а в качестве равноправных участников;
- разработка и организация праздников и развлечений с включением в тему мероприятия одновременно всех детей.
Обратимся к каждому подходу более подробно:
Разработка и организация праздников и развлечений с отдельными тематическими блоками для каждой возрастной категории (на примере развлечения «Что у Осени в корзинке?»).
При составлении сценария развлечения мы были озадачены вопросом том, как безопасно организовать совместные подвижные игры, танцы в группе детей, где есть малыши 3-4 лет, а также дети 5-7 лет. Поэтому в сценарий мы включили игры и танцы отдельно для каждого возраста детей группы: для старших – «Танец с листьями», для младших – «Танец с ежиком». В ходе проведения развлечения все дети проявили желание участвовать в подвижной игре и танце. Цели и задачи, запланированные в ходе развлечения были достигнуты, удалось избежать ситуаций столкновений детей в процессе подвижной игры, а также старшие дети проявили интерес к танцу младших детей. С удовольствием в нем приняли участие. Слайд с видео
Проанализировав мероприятие, мы пришли к выводу, что возможно, в ходе праздника или развлечения организовывать совместную деятельность для детей разного возраста и нет необходимости разделять виды деятельности (например: отдельно танец для маленьких, танец для больших).
Разработка и организация праздников и развлечений с полным включением родителей, не в роли зрителей, а в качестве равноправных участников (на примере праздника, освященного «Дню матери»).
При организации данного праздника была предпринята попытка не только организовать совместную деятельность ребят разного возраста, но и полное включение родителей как участников мероприятия. Особенность этого мероприятия заключалась в том, это первый праздник, в котором участвовали родители вновь поступивших детей (адаптационный период).
Во время праздника родители размещены были в зале не как зрители, а как участники на стульчиках рядом с детьми, в этом случае мы преследовали основную цель – создание комфортных условий для детей 3-4 лет.
В ходе праздника родители:
- наравне участвовали и выполняли задания со своими детьми. (например: дети во время репетиций разучили танец для мам, а входе праздника демонстрировал движения танца, а мамы старались все повторить; выполняли конкурсное задание, в котором необходимо было мамам либо узнать по голосу, либо на ощупь с завязанными глазами);
- оказывали поддержку своему ребенку во время выступлений (например: выходили вместе с детьми на импровизированную сцену, становились за спиной ребенка во время того, как каждый воспитанник представлял свою маму небольшим рассказом или стихотворением);
- выполняли домашнее задание как сюрпризный момент для детей (мамы разучили и исполнили на празднике песню по теме праздника).
В результате мероприятия мы увидели, что родители с удовольствием включаются в такую форму организации, праздник прошел эмоционально, трогательно. Младшие дети продемонстрировали уверенное поведение в ходе представления мам, не растерялись, не плакали, не тревожились, не забывали слова. Дети средней и старшей групп были удивлены особенностью организации праздника (когда мама рядом). Все получили удовольствие от совместной деятельности.
Разработка и организация праздников и развлечений с включением в тему мероприятия одновременно всех детей. (на примере праздника «8 Марта»).
Разрабатывая сценарий праздника нами были учтены достоинства и недостатки предыдущего опыта в реализации мероприятий. Успешным явилось то, что дети разных возрастов за большую половину года нахождения в группе привыкли друг к другу и с удовольствием включаются в совместную деятельность. Это явилось основой в организации праздника. Все задания, выполняемые детьми в ходе праздника, не разделялись по возрастному аспекту: были подобраны задания одинаково интересные и выполнимые для всех (дети «пекли блины для бабушки» все дети знакомы с процессом приготовления блинов в быту, для младших было напоминание как пекутся блины и для все детей были озвучены правила игры. В ходе игры – младшие дети увлекались процессом, могли нарушать правила, а старшие – были ориентированы на выполнение правил, и победу в игре. Но нарушение правил детьми младшего возраста не помешало одной из команд одержать победу).
Кроме того, заранее с детьми готовились концертные номера, которых тоже участвовали дети всей группы: была разучена песня для бабушек, танец для мам. В ходе реализации концертных номеров нами было отмечено, что дети более старшего возраста ориентируют младших детей, помогают, поддерживают, подсказывают, а младшие в свою очередь прислушиваются, подражают, в результате чего номер получается слаженным и цельным. Младшие дети чувствуют себя намного увереннее рядом со старшими при разыгрывании сценок, рассказывании стихов. Таким образом, в условиях разновозрастной группы у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослому, старшие дети становятся образцом для подражания. А для старших позиция более знающего и лучше умеющего, способствует осознанию своих действий, формирует чувство ответственности.
В ходе реализации обозначенных нами подходов, наряду с указанными трудностями мы видим следующие приоритетные образовательные результаты деятельности:
- дети младшего дошкольного возраста охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их руководство в совместной деятельности, в том числе в игровой.
- Качественно меняется общение: дети не испытывают трудностей в установлении контактов с детьми как младше себя, так и старше.
- В группе младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более внимательными к другим детям, доброжелательными и отзывчивыми (помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика заботятся о более младших).
- Особое значение приобретает пример старших детей для младших (склонность к подражанию способствует принятию младшими детьми положительных качеств, правилам поведения в группе от старших).
- Дети старшего возраста выступают в качестве помощника воспитателя (соведущего на празднике), с удовольствием принимают на себя роль старшего.
- Старшие дети способны с учетом их коммуникативной компетентности донести до младших детей ту значимость или смысл деятельности, в которую дети включены.
- У детей есть возможность, проживая опыт в разновозрастной группе побывать в разных позициях: в начале он принимает помощь, осваивает правила взаимодействия, а в ходе взросления сам становится ориентиром для вновь поступающих детей.
Делая общий вывод по нашему опыту мы можем сказать, что разновозрастной состав группы требует особого подхода к разработке и организации праздников и развлечений, что не существует единого рецепта для решения поставленных задач, но это работа интересна и когда ты видишь положительный результат и преодолеваешь трудности, то возникает желание искать новые нестандартные подходы.
|