«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»
Именно в дошкольном возрасте формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребёнок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно к этому подводит нас «новая философия» работы с семьёй: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации ребёнка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Организация взаимодействия с родителями – работа очень трудная. На протяжении всего учебного года родители наших воспитанников проявляют интерес к жизни нашего детского сада. Теперь они не просто приходят на совместные мероприятия, но и сами стали участвовать в их подготовке и проведении.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Праздничные мероприятия позволяют весело провести время и детям, и родителям, и воспитателям.
Работа с родителями при подготовке к утренникам и праздникам оказалась не только востребованной, полезной, но и привлекательной. Объясняется это тем, что в совместном мероприятии родители имеют возможность:
- увидеть проблемы своего ребёнка изнутри
- увидеть трудности во взаимоотношениях
- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими родителями.
- встать на одну ступень со своим ребёнком, вернуться в детство.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мною разработан алгоритм подготовки к праздникам:
- составление плана проведения детских праздников и участия в них родителей
- привлечение родителей к участию в мероприятиях совместно в детьми
- подготовка сценариев мероприятий
- подбор и разучивание репертуара с детьми
- распределение ролей между участниками мероприятия
- подбор костюмов
- оформление зала в ДОУ
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
- изготовление атрибутов
- индивидуальные встречи и репетиции.
При подготовке сценариев праздников я продумываю участие родителей сразу. Родители подключаются на стадии распределения ролей. Они сами выбирают себе роли, с большим удовольствием разучивают их, очень творчески подходят к своему персонажу и подготовке костюма.
Всё начиналось очень просто. В нашем комплексе осенью традиционно проводится Фестиваль наций. Изначально он задумывался как мероприятие для детей, которое проводят родители. Это мастер-классы, беседы о какой-либо стране, её традициях, костюмах, национальной кухне. Итоговое мероприятие проводилось в форме концерта. Дети – зрители, родители – артисты, которые представляют свою страну. Это мог быть фрагмент кукольного спектакля по национальной сказке, музыкальная сценка, танец или песня. Дети были в восторге. Родители тоже. Это дало нам толчок к дальнейшему вовлечению родителей в наши праздники. Мы стали проводить Фестиваль наций силами детей. Знакомились с разными странами, национальными традициями. Итоговое мероприятие – праздник «Путешествие по странам». Дети «путешествуют «по разным странам: готовят танцы, песни, оркестровое выступление, но одну из стран представляют родителей – сюрпризный момент для детей. (Рис. 1)
Активно привлекаем родителей в новогодние утренники. Дети готовят песни, танцы, стихи, но сценарий для них – тайна. Новогодний праздник чем-то напоминает квест: дети не знают куда попадут и с кем встретятся. Главные герои новогодних праздников – родители – сами выбирают себе роли. Делают это по желанию и с удовольствием. Для детей это сюрприз и радость.
Всеми любимый праздник — День Победы! Мы проводим его в форме привала, на участке. И, конечно, активное участие родителей.
Привлечение родителей в детские праздники очень важно и для детей, и для них самих. Дети и родители становятся ближе. Родители не только смотрят на своих детей, снимают их на телефоны, они становятся с ними на одну сцену, на одну площадку, погружаются в одну атмосферу. А что может быть лучше атмосферы праздника?
Список литературы:
- Закон об образовании Статья 64 Дошкольное образование
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
|