Педагоги МБДОУ «ДСОВ № 93»
- Барсукова О.А
- Наумова М.В
СЛАЙД 1
Социо-игровой подход в развитии коммуникативных навыков старшего дошкольного возраста.
Слайд 2
Одним из возможных способов формирования у детей старшего дошкольного возраста социально-коммуникативной компетентности является применение социо-игрового подхода.
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО подразумевает создание условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения через речевые ситуации, игры, упражнения. Воспитывать уважение к себе и чувству собственного достоинства сверстниками, взрослыми и родителями (законными представителями), учитывать их мнения, желания, взгляды. Развивать способность ребенка к сопереживанию, развивать навыки коммуникативного поведения, способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности, формировать позитивное отношение к сверстникам, учить выражать свое отношение к другим людям, сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.
Скачать презентацию
Слайд 3
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.
- Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной.
- Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети — большие фантазеры.
- Помните, что состязательность в игре — это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.
Игра делиться на вводную.
Сначала надо настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами, разделение на подгруппы. Постоянная смена групп позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально- личностной и познавательной сфер ребенка, игры на развитие навыков общения; игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.
Часть 3. Завершающая. Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.
Слайд 4
Правила организации и проведении игр.
не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
- используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен
- не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы
- помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений
- игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.
Слайд 5
В процессе социо-игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.
Спасибо за внимание.
Игры.
«Чужие рисунки»
Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
Детям дается 10 мин, что бы нарисовать кто чего боится. Затем детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь. Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути — начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их.
«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят по кругу. Инструкция: «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс — конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: "Лена — очень, очень умная, красивая, быстро бегает, весело смеется"». После того как будет пройден круг, дети определяют победителя — лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как рассказывают о нем самом?
«Танец мира».
Дети становятся в круг и берутся друг за друга мизинчиками. Затем начинают двигаться по кругу сначала медленно, потом быстрее и быстрее, стараясь, чтобы круг не разорвался.
«Чемодан».
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.
Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
«Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки.
«Весёлый паровозик»
Цель: Развитие сплочённости группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. Активизация словарного запаса (называние определений).
Содержание: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
- Подняться и сойти со стула ( «Нужно переехать через горы»).
- Проползти под столом ( «Въехали в тоннель»).
- Пробраться через «дремучий лес».
- Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается ( «Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).
|