Подготовила: Алябьева Нина Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»
Цель:
- Формировать умения детей анализировать простые изображения, находить в них и в окружающих предметах геометрические формы, составлять их из частей, выделять не только названия геометрических фигур, но и их свойства, признаки, практически видоизменять фигуры, отображать, перемещать фрагменты рисунка.
- Способствовать развитию мышления, воображения, зрительной памяти, комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач.
Танграм — По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
Скачать конспект
Детали в игре Танграм получаются путем разрезания квадрата (величина его может быть практически любой: 5х5, 7х7, 10х10, 12х12 и т.д.) на семь частей: пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших, один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату.
Из этих геометрических фигур головоломки Танграм можно составить несколько сотен силуэтов людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д.
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.
Игру можно изготовить самостоятельно из двустороннего картона по образцу:
В использовании данной игры важна правильная последовательность усложнения заданий: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.
Этапы освоения игры Танграм
Первый этап — ознакомление с набором фигур, составления простейшей новой фигуры.
Рассмотрите с ребенком набор фигур, пусть он назовет их; отберет все треугольники, сосчитает их; сравнит по размеру, накладывая один на другой. Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников? Сколько маленьких?
Задания:
- Из 2 больших треугольников составить квадрат, треугольник.
- Из 2 маленьких треугольников составить те же фигуры, располагая их по-разному в пространстве.
- Из 2 больших и среднего треугольника составить пятиугольник.
Задания видоизменяйте: составляйте новые простейшие фигуры по 1) образцу, 2) устному заданию, 3) замыслу ребенка.
Вопросы для анализа: «Какую фигуру составим? Как? (Присоединим к большому треугольнику средний или наоборот.) Покажите стороны и углы четырехугольника, каждой отдельной фигуры».
В итоге воспитатель обобщает: «Из треугольников можно составлять новые различные фигуры — квадраты, четырехугольники, треугольники. Фигуры присоединяются одна к другой по сторонам».
Второй этап — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.
Этот этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур. Игры должны быть эффективно использованы воспитателем не только с целью упражнения в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении детей к зрительному и мысленному анализу образца.
Составление фигуры-силуэта зайца
Цель: Формировать умение детей анализировать способ расположения частей, составлять, фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.
Материал: у детей — набор фигур к игре Танграм, образец.
Ход игры: воспитатель показывает детям образец фигуры-силуэта зайца. Вопросы для анализа:
- Из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, ноги зайца?
- Назовите фигуру и ее величину, так как треугольники, из которых составлен заяц (показывает), разных размеров.
- Составление фигуры по образцу.
Анализ образца в данном случае проводился под руководством педагога. В дальнейшем следует предлагать детям самостоятельно провести анализ фигуры и составить ее.
Третий этап — воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).
Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся
Цель: Развивать умения детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
Материал: наборы, фигур к игре Танграм, образец.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на образец.
Вопросы для анализа:
- Посмотрите внимательно на этот образец. Фигуру бегущего гуся можно составить из 7 частей игры.
- Надо сначала рассказать, как это можно сделать.
- Из каких геометрических фигур можно составить туловище, голову, шею, ноги гуся?
После того как все дети составят силуэт гуся, педагог вызывает одного ребенка, который у доски составляет силуэт гуся. Все дети сверяют составленные ими фигуры с изображением на доске и рассказывают, как сделали они.
В дальнейшем возможно проведение анализа образца составляемой фигуры не в начале занятия, а в ходе его, когда дети апробируют различные пути составления на основе предположительного самостоятельного анализа. Дети составляют еще несколько фигур-силуэтов по нерасчлененным образцам, по возможности сами дают этим фигурам названия (лисы, бегущего человека, сидящего человека, человека с водой и др.)
Далее используются составление изображений по замыслу ребенка.
Итак, в обучении детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры Танграм последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий.
|