Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 208
Провела: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург, 2015
Цели: заинтересовать родителей обратить внимание на детские игры во дворе, как познавательный процесс, детское исследование; показать, как познакомить детей с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей; познакомить родителей с понятиями «проблема», «гипотеза», «классификация», «эксперимент», «понятие», относящимся к исследовательской деятельности детей.
Взаимодействие детей и родителей на прогулке
1. Терминологический словарик с определением терминов «проблема», «гипотеза», классификация», «эксперимент», «понятие»
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Определение термина «проблема» из «Энциклопедического словаря»:
«Проблема – (от греч. problema — задача) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.
Гипотеза
Значение термина «гипотеза» из «Толкового словаря» Ожегова:
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений; вообще – предположение, требующее подтверждения.
Значение термина «гипотеза» из «Энциклопедического словаря»:
Гипотеза – (греч. hypothesis — основание – предположение), предположительное суждение о закономерной причинной) связи явлений; форма развития науки.
Классификация
Определение термина «классификация» из «Толкового словаря»:
Классификация – распределение каких- либо однородных предметов или понятий по классам, группам с учётом общих признаков.
Эксперимент
Эксперимент – (от лат. experimentum – проба – опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Значение термина «эксперимент» по Ефремовой:
Эксперимент – 1. Научно поставленный опыт.
2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким-либо способом.
2. Описание наблюдаемого спонтанного экспериментирования за детьми (исследовательская деятельность):
Почти все взрослые с любопытством и умилением наблюдают за детьми раннего возраста, когда они играют в песочнице, даже когда ещё еле-еле стоят на ногах: берут в кулачок песок и высыпают его – наблюдают, как он падает, струится, набирают и снова высыпают.
Предметом исследования, на мой взгляд, здесь является знакомство со свойствами песка: сухой песок сыпучий, из него нельзя ничего слепить, мокрый – холодный, тёмный, из него можно лепить куличики.
Я думаю, что даже у ребёнка раннего возраста была гипотеза. Гипотеза — предположение, она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. (Гипотеза: «Предположим, сухой песок может летать»). Он руководствовался в своём экспериментировании исследованием окружающего, познанием нового, проверяет свою гипотезу: берёт в руки песок и он струится, падает, а если дует сильный ветер, то песок не вниз падает, а может улететь в любом направлении, даже в глаза.
Потом поливал песок из лейки и пытался высыпать его, наблюдал, как он падает, насыпал мокрый песок в формочку, опять высыпал – получался куличик, ребёнок при этом был очень довольный, улыбался.
Такое поведение считается этичным с точки зрения общепринятой морали (если лепить из влажного песка куличики или замки). Реакция взрослых на исследовательское поведение ребенка, когда песок сдувает другим детям в лицо: родители ругали маленького исследователя- экспериментатора, так как от песка могут повредиться глаза, хотя за этим должны следить родители: поливать песок водой или после дождя играть со своими детками вместе, следить за ними. Родители правы с одной стороны, но сами виноваты в том, что не смотрят за детками: либо пиво пьют, или семечки грызут.
Как бы я отнеслась к подобным действиям ребёнка? Как бы поступила? Я бы вместе со своим ребёнком играла в песочнице, наблюдала бы за ним, не доводя до неприятностей.
- Как познакомить ребёнка с различными жидкостями?
Родитель должен поставить исследовательскую задачу для себя, чему он может научить своего ребёнка. Рассматривает с ребёнком жидкость, определяет различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).
Наблюдение за водой (водой солёной, водой), надо разлить обычную воду и солёную воду в формочки, ставим на улицу (зимой), затем вносим формочки в дом. Ребёнок вместе с родителями рассматривает, определяет сам, какие жидкости замёрзли, а какие – нет. Делает вывод о том, что одни жидкости замерзают быстрее, другие – медленнее.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 208
Семинар для педагогов по теме: «Эффективность проектного метода исследовательской деятельности с целью формирования экологического сознания детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила: Бажина Е. П., воспитатель Екатеринбург, 2015
Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной подход к построению познавательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов. Метод проекта – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.
Использовать педагогическую технологию проектов начали в 2007г. Практика работы доказала её эффективность при формировании ключевых компетентностей дошкольников. В проекте можно выделить следующие основные этапы: постановка цели, разработка проекта, выполнение проекта и подведение итогов.
Рассмотрим проектный метод на примере проекта «Волшебница вода».
На первом (поисковом) этапе мы сформулировали проблему-цель «Как Капитошка (капелька воды) сможет попасть домой, т. е. в океан?». Определили продукт – альбом «Волшебница-вода», в котором планировали рассказать, какой путь проходит Капитошка, чтобы попасть из тучки в океан, и газету «Помощница вода». Детей вводили в игровую сюжетную ситуацию так: «С помощью волшебного листочка начинаем путешествовать вместе с Капитошкой». Поставили задачу вопрос: «Для чего нужна вода?»
На этом этапе решали различные задачи с целью формирования информационной компетентности у детей, включающей умение получать информацию, используя различные источники; делать выводы из её анализа; задавать вопросы на интересующую тему. Дети входили в проблему ( «Давайте поможем Капитошке!»), вживались в игровую ситуацию, решали задачу: «Чтобы помочь капельке, нужно узнать, для чего нужна вода» — и уточняли задачи проекта. На этом же этапе ставились задачи по развитию технологической компетентности у детей: формировать умение ориентироваться в новой, нестандартной, нестандартной ситуации, решать проблему разными способами (прочитать, нарисовать, спросить, понаблюдать), понимать инструкцию и алгоритм деятельности ( «Как человек использует воду?», «Кому нужна вода?»), планировать этапы своей деятельности.
На втором этапе (разработка проекта) мы подводили детей к мысли о различных способах решения задач первого этапа, поэтому дети, разделившись на подгруппы, проводили эксперименты с водой, со льдом, выявляли проблемы, выдвигали гипотезы и проверяли их экспериментально. Объединяя детей в разные группы, мы решали задачи по формированию социально-коммуникативной, информационной и технологической компетентности. Детям приходилось искать материал, использовать разные источники: книги, телепередачи, Интернет, планировать, как они будут замораживать воду, что для этого нужно взять, к кому обратиться за помощью, что необходимо для зарисовки результатов опытов.
На третьем (практическом) этапе мы организовали поэтапную работу над проектом: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность. Продолжали формировать компетентность, к указанным ранее задачам прибавлялись новые: информационная компетентность (умение оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, оценивать социальные привычки, связанные с окружающей средой, например загрязнение рек, озёр человеком); социально-коммуникативная компетентность (умение общаться, вести диалог не только со сверстниками, но и со взрослыми, принимать помощь, если она необходима, выслушивать и не перебивать другого, соотносить свои устремления с интересами других людей). Во время работы на этом этапе наши воспитанники совещались между собой, вносили изменения и дополнения, придумывали названия, делали выводы.
На четвёртом (презентационном) этапе дети готовились к защите проекта «Волшебница вода», договаривались, как они будут это делать, где разместят альбом и газету. На защиту проекта пригласили детей соседних групп, и презентация вылилась в праздник, посвящённой Волшебнице воде, где все пели, танцевали, загадывали загадки. Всем понравилась выставка на тему «Охрана воды», большой интерес вызвал выпуск газеты «Помощница вода».
На заключительном (контрольном) этапе мы выдвинули новую проблему: «Нужно охранять не только воду, но и окружающую природу!», продолжая решать задачи по формированию ключевых компетентностей у дошкольников. На этом этапе поставили новую цель: создать выставку плакатов «Защитим нашу планету!».
|