Мехеда Алена Александровна. Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Метод макетирования в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В настоящие время вопрос экологического воспитания дошкольников, важный интересный и актуальный. Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Ключевые слова: экологическое воспитание, информационно — компьютерные технологии, технология проектирования, технология портфолио, метод моделирования, мнемотехника. Эффективность экологического воспитания целиком и полностью зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды. А также от правильно подобранных традиционных и современных педагогических технологий. Использование информационно- компьютерных технологий (макетирование, анимационные презентации, флэш игры, видео ролики и др.) в экологическом воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную, яркую, насыщенную информацию.

 

Скачать конспект

Большой интерес у детей дошкольного возраста вызывают представители животного и растительного мира, которых они воспринимают как равных себе, сочувствуют и сопереживают им. Желая как можно больше узнать, ребенок задает множество вопросов о растениях и животных.

Все особенности познания окружающего мира природы детьми необходимо учитывать при организации образовательной деятельности.

На необходимость обеспечить детям возможность общения с природой, проведения совместной деятельности в ней указывается в требованиях Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.

Особое внимание обращается в ФГОС на организацию предметно- пространственной среды, которая дает возможность максимально реализовать потенциал каждого дошкольника. Поэтому в оборудовании групп обязательными должны быть дидактические пособия, развивающие познавательную активность детей. Именно к таким пособиям относятся макеты.

Макетирование можно рассмотреть как экологически ориентированный вид деятельности, который дает возможность закреплять представления детей о мире природы, преобразовывать полученные знания в игру, обогащая жизнь дошкольников новыми впечатлениями, развивать их творческие способности.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов и родителей, формируют первоначальные представления о природных объектах. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании макетов, манипулировании с ними. А так же проведение бесед о природе или её объектах, особенности которых наглядно изображает макет.

В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные, эколого-направленные отношения в игровой форме.

Подобные идеи встречаются в работах С. Н Николаевой,

Н. Н. Поддъякова, которыми была разработана система, направленная на обучение детей разным видам конструирования, включающая и макетирование, как средство построения собственной деятельности. По мнению ведущих исследователей, Л. С. Выготского и Н. П. Подъякова, используя макеты и деятельность с ними, мы находим возможность для «погружения» детей в удивительное царство природы

Из опыта работы видно, что макетная деятельность способствует формированию у дошкольников стремления к гармоничному сосуществованию с миром природы, развитию познавательной активности.

В ходе создания макетов и игр с ними, решаются следующие задачи:

  • развивать логическое мышление, память, внимание детей
  • развивать монологическую и связную речь, активизировать словарь, формировать навыки сочинительства
  • закреплять знания детей о мире природы
  • развивать умение работать в коллективе
  • воспитывать в детях бережное отношение к природе, желание охранять и помогать ей
  • способствовать формированию коммуникативных навыков
  • закреплять знания детей о мире природы
  • формировать осознанно — правильное отношение к представителям растительного и животного мира

По мнению А. А. Каменевой — макет является результатом конструктивно — творческой, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство и даже сам период изготовления макета обладает ценностью, являясь сам по себе процессом обучения.

Работа по созданию макета, к которой обязательно приобщаются родители, так как эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия, проводится работа в несколько этапов:

1 этап: предварительная работа.

В ходе этапа с детьми проводятся беседы о природе и ее объектах, проходит просмотр презентаций, рассматривание картин, иллюстраций, проводим наблюдения на прогулках, читаем художественную литературу и так далее. Таким образом, на первом этапе происходит обогащение личного опыта дошкольников, а так же сбор материала для создания макета.

2 этап: изготовление основы будущего макета и наполнение предметным материалом.

В ходе работы на данном этапе нами включаются элементы художественно — изобразительного творчества, конструирования, моделирования. В процессе совместной продуктивной деятельности с детьми из картона, бумаги, солёного теста, природного и бросового материала изготавливаются дополнительные элементы, персонажи, антураж, являющиеся обязательной частью макета и позволяющие превратить его в игровое пространство. Во время создания макета каждый ребёнок выбирает наиболее понравившейся ему вид деятельности будь то конструирование, лепка, моделирование, рисование, аппликация и так далее. На данном этапе формируется представления детей о природных ландшафтах, искусстве, архитектуре, правилах поведения в природе.

3этап: активные игры детей и применение макетов в ходе образовательной деятельности.

В нашей группе разработаны и созданы макеты:

  • «Домашние животные»
  • «Жители севера»
  • «Аквариум»
  • «Времена года»

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе совместной и непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, игры с макетами и моделями, это — экологически ориентированный вид деятельности, который, формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе, и с природой. Позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Просмотров: 389
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Озерова С. В. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений об объектах окружающего мира в старшей группе на тему: «Сохрани своё здоровье сам»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 5-6 лет «Круговорот воды в природе»
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Волошенко И.А., Калугина Е.В.,. «Формирование у старших дошкольников познавательной мотивации посредством использования фотокросса в совместной образовательной деятельности детей и родителей»
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Хлюстова Светлана Александровна. Конспект ООД по «Первичные представления об объектах окружающего и социального мира»: «Знакомим детей с Отечественной войной 1812 год»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Резе Ольга Ивановна. НОД по продуктивной деятельности в подготовительной к школе группе «Изготовление макета вулкана»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Давыдова Юлия Петровна. Су-джок терапия, как здоровьесберегающая технология в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников.
  • Власова Инна Юрьевна. Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Создание макета микрорайона города».
  • Харив Наталья Владимировна. Проект непосредственно образовательной деятельности «Поначалу в жизни нашей было всё не так …»
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Соколова М. А.. Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой, игровой деятельности» в рамках РМО»
  • Бобкова Татьяна Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как звери в лесу зимуют» для детей старшего дошкольного возраста
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Внедрение информационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «По дороге из желтого кирпи
  • Соловьева Марина Анатольевна. Конспект ООД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) «Весеннее пробуждение природы».
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь