Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Лучшая игрушка для детей – это кучка песка».
Как педагог-психолог, я многие занятия провожу с применением песка. Это и кинетический и сухой песок. В этом году в нашем детском саду были организованы занятия с песком на световых столах. Sand art — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях. Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей и повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.
Скачать конспект
Одной из главных задач в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении.
Данный вид деятельности позволяет решить следующие задачи:
- Дети учатся владеть речью как средством общения между людьми;
- Активный словарь детей обогащается новыми словами и активизируются уже имеющиеся знания;
Подробнее хотелось бы остановиться на приемах, которые помогают решать вторую задачу на примере занятия по описанию игрушки зайца в детском саду. Усвоение такого описания проходит в два этапа. Первый – непосредственно описание игрушки организуется на занятии в группе, второй для закрепления материала проводится с применением рисования на песке. Ниже представлен отрывок из занятия с пояснениями.
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой зверь приходил к нам на занятие в прошлый раз.
Дети: К нам на занятие приходил заяц.
Педагог: Правильно, вспомните и опишите, какой был заяц?
Дети: Заяц был белый, пушистый. У зайца круглая голова.
Педагог: Да, голова у зайца круглая. Давайте нарисуем на нашем песочном столе голову зайца. Ставим пальчик на песок в центре стола, раздвигая песок пальцем, рисуем голову зайцу.
Описывая зайца, дети рисую его части по показу педагога.
Если дети пропускают описание головы, педагог задает вопросы: голова у зайца какая, овальная или круглая?
Педагог: Что у зайца есть на голове?
Дети: У зайца на голове два длинных уха, на кончиках ушей темные отметины.
Рисуем уши пальцами и присыпаем кончики песком
Педагог: Что есть у зайца на мордочке?
Дети: На мордочке зайца есть глаза, нос и рот.
Добавляем в рисунок глаза и нос, рот. Глаза, нос рисуем, выкладывая маленькие кучки песка указательным и большим пальцем. Рот изображаем так, снизу справа и слева от рта выкладываем две маленькие кучки и сдвигаем каждую пальцем вниз до образования полукруга.
Педагог: Какие глазки у зайца?
Дети: Глаза у зайца круглые, черные.
Педагог: На что похожи глазки зайца?
Дети: Глаза зайца похожи на бусины, маленькие пуговки
Педагог: Какой формы туловище зайца?
Педагог: Круглое или овальное?
Дети: Туловище зайца овальное.
Педагог: Давайте нарисуем нашему зайцу туловище.
Раздвигая песок рисуем овал.
Педагог: Что находится на теле у зайца?
Дети: На теле зайца есть передние лапы, они короткие, а задние длинные, ими заяц отталкивается при прыжке, сзади у него есть хвост.
Педагог: Какой у зайца хвост?
Дети: У зайца короткий, пушистый.
Педагог: Дорисуем зайцу лапы и хвост.
(Рисуем лапы и хвост, выдвигая песок из овала тела)
На занятии этапы речевой активности сменяются самостоятельной деятельностью детей, в которой дошкольники могут проявить творческую активность и воображение.
Рисуя на песке при помощи простых быстрых движений можно закреплять описание любой игрушки. Метод Sand-Art не требует предварительной подготовки, как это происходит в рисовании красками, карандашами. Рисуя песком, дети одним движением пальца, руки создают образ по принципу «света и тени», основная фигура – светлая, фон – темный.
В этих занятиях развивается как диалогическая, так и монологическая речь.
И еще один прием, на который мне хотелось бы обратить внимание – это проведение пальчиковой гимнастики.
Как мы знаем, пальчиковые игры повышают речевую активность ребенка, речь становиться более четкой ритмичной, интонационно правильной. Помимо этого, развивается моторика рук.
Хотелось бы представить пальчиковую гимнастику, с использованием песочного рисования.
Для младшего возраста (все движения проделываем двумя руками одновременно)
Наши алые цветки Насыпаем 2 кучки одновременно из 2 кулаков.
Распускают лепестки. Пальцами рисуем лепестки.
Ветерок чуть дышит, Сыпем песок из щепотки.
Лепестки колышет. Рисуем лепестки волнами.
Наши алые цветки Собираем в кучку один
Закрывают лепестки, И второй цветок.
Головой качают, Ладони движутся вокруг кучек вправо и влево..
Тихо засыпают. Песок убирается вправо.
Я обратила внимание, что занятия с песком не требуют от педагога создавать дополнительную мотивацию, даже очень скучный материал, переложенный на песок вызывает у детей большой интерес, а значит активность и направленность познавательных процессов на усвоение знаний.
|