Соболева Марина Леонидовна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории МКДОУ №50 «Семицветик» г. Новосибирск
Содержание:
- Введение
- Актуальность проекта
- Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
- Аннотация проекта
- Этапы реализации проекта программы
- План мероприятий
- Ресурсы
- Риски и пути преодоления рисков
- Выводы
- Литература
Введение
Детство является периодом наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Общение с музыкой формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.
Скачать конспект
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Форма игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте человек расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой деятельности. Соответственно, необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были как можно более продуктивные.
Актуальность создания проекта
В большом многообразии музыкально-педагогической литературы остро чувствуется недостаточность материала для работы с детьми раннего возраста и отсутствие методических разработок к МДИ.
Для того, чтобы успешно осуществлять задачи по развитию музыкальности детей, необходимо заинтересовать и воспитателя, который должен хорошо знать программные требования, ясно представлять цели и задачи по музыкальному воспитанию, знать свою роль в той или иной музыкально-дидактической игре. Ведь чтобы достичь хорошего уровня музыкального развития детей, необходимо проводить работу не только на музыкальных занятиях, но и продолжать систематически работать в группе. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной музыкальной деятельности.
Таким образом, продуманно и интересно организованные, музыкально-дидактические игры расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Методические рекомендации по реализации музыкально-дидактических игр в первой младшей группе ДОУ»
Воспитание современного ребёнка и развитие (воспитание, обучение) его музыкальных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны всесторонне развитые личности:
эмоционально отзывчивые, творческие, общительные, коммуникабельные и т.д.
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель:
Создание методических рекомендаций по реализации музыкально-дидактических игр в первой младшей группе ДОУ
Тактическая цель:
Обобщение педагогического опыта по теме «Музыкально-дидактические игры в первой младшей группе ДОУ
Задачи:
- Наработать вспомогательный муз-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования игр в группах раннего возраста.
- Составить картотеку МДИ для первой младшей группы
Ожидаемые результаты
- Использование данного проекта позволит педагогам добиться проявления устойчивого интереса к музыкальной деятельности, развития чувства ритма, музыкального слуха.
- Данный проект позволит обогатить музыкальную среду.
Продукт
- Картотека МДИ для первой младшей группы
- Методические рекомендации
- Презентации
Аннотация проекта
В основу данного проекта положены следующая идея:
Подбор и систематизация МДИ для первой младшей группы ДОУ,
развивающие музыкальный слух (звуко-высотный, тембровый, динамическкий)
развивающие чувство ритма,
способствующие восприятию музыки,
для развития музыкальной памяти.
Принципы проекта
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых, формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения проекта:
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного детского сада;
|