Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
«Как песню, слагаешь ты лёгкий танец свой» А. Ахматова.
Связь музыки с пространством особенно ярко выявляется в искусстве танца. В движениях танцующих как бы оживает скульптура. Язык хореографии – это красота и выразительность человеческого тела. История умалчивает о времени, когда именно появились танцы. С древности танец сопровождал различные трудовые процессы и народные праздники, есть мнение, что прародителями танца стали ритмичные движения при проведении религиозных ритуалов.
Уроки танцев, наряду с математикой, философией, астрономией, естествознанием, логикой, языками и пр., вошли в систему образования еще в Античности. Уже тогда умение хорошо танцевать было признаком хорошего образования и высокого положения в обществе, ведь только состоятельные люди могли позволить себе получать образование. Следует отметить, что педагогическая мысль во все времена и во многих трудах мыслителей постоянно обращалась к тому, что, наряду с умственным развитием и воспитанием, необходимо и физическое. Психологи добавляют: физическая активность способствует умственному развитию детей. А танец, как один из инструментов физического развития, придется очень даже кстати. Слово «танец» переводится с древнеиндийского языка как «язык тела». И нашему телу действительно есть что сказать…
Скачать: Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника (полный конспект)
Музыкально-ритмическая деятельность, объединяющая в единый комплекс музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец, является одним из наиболее эффективных видов эстетической деятельности для формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Этот вид деятельности основан на моторно-пластической проработке музыкального материала, что соответствует наглядно-действенной природе воображения дошкольников. Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности состоит в том, что она возникает и опирается на привычную, увлекательную игровую деятельность в музыкальных играх, инсценировках песен, сюжетных танцев, и в процессе этой деятельности особенно ярко развивается творческое воображение детей, и активизируются их творческие проявления.
Движение для детей – это естественный процесс, аналогичный развитию речи. Бесконечная потребность ребёнка в движении вызвана ростом организма. Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир, проверяет показания других анализаторов. Всё это подтверждает важность и необходимость такого раздела в дошкольном воспитании, как музыкально-ритмические движения.
Природа одарила детей в раннем дошкольном возрасте замечательной способностью, облегчающей процесс освоения, как движений, так и речи – способностью подражания. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности, а затем по-своему комбинирует и выученные ранее упражнения, освоенные новые движения.
Музыкально-ритмические движения – это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения развития музыкальности дошкольников и формирования их творческих качеств личности. Ритмика – это передача содержания музыки, ее характера, образов через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Новая жизнь диктует новый ритм во всем, а интерес ко всем «телесным» методикам позволяет взглянуть на музыкально — ритмические движения в дошкольном воспитании с новых позиций. Музыкально-ритмические движения обеспечивают выход повышенной двигательной энергии ребенка, способствуют организации рационального двигательного режима дошкольника и развитию его музыкальности. Учат управлять своим телом, а музыка вносит в этот процесс свойственную ей гармонию. Ведь все музыкально — ритмические движения выполняют общую задачу: добиться слитности характера движений и музыки.
Ритмические упражнения дают физическую нагрузку и содействуют физическому развитию ребенка, укреплению детского организма. В процессе музыкально-ритмического воспитания и выполнения движений под музыку, у детей развивается общий кругозор, формируется художественный вкус, развиваются их творческие способности. Таким образом, мы можем говорить о том, что музыкально-ритмические движения являются важным средством формирования телесно-двигательного опыта ребенка, а, следовательно, и развития его личности.
|