Образовательная область: речевое, познавательное развитие.
Задачи:
- Образовательные: познакомить детей со стихотворением о зиме Сергея Есенина «Белая береза», помочь понять его сравнительные обороты; расширять словарный запас детей; совершенствовать логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивающие: развивать умение составлять описательный рассказ по картине «Зимние забавы» с использованием модели «Рассказ»; закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания зимней природы, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитательные: воспитывать интерес к художественному слову, приобщать детей к поэзии. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам. Создавать условия для обогащения чувственно-эмоциональной сферы детей с помощью художественного слова.
Методы и приёмы:
Мотивация — загадка
Словесный метод — беседа, обсуждение, вопросы к детям, чтение стихотворения,
Наглядный метод – рассматривание картины, иллюстраций, модель составление рассказа, показ способов предполагаемых действий, использование художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с наступлением зимы, беседы о погоде.
Материалы и оборудование:
иллюстрации различных видов деятельности детей в зимний период; загадки о зиме; портрет Ивана Бунина (русский писатель и поэт), портрет Сергея Есенина.
Подходы к детям:
Дифференцированный – описание картины в соответствии с индивидуальными умениями детей (с опорой на модель или из опыта).
Индивидуальная работа – индивидуальное обращение по запросам детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми для приобретения и развития их субъективного опыта в речевом развитии.
Ход НОД:
1. Мотивация:
Воспитатель: С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла?..
Дети: зима.
Воспитатель: правильно, на улице наступила зима.
2. Основная часть.
Воспитатель:
Чтение стихотворения Сергея Есенина «Белая береза»
Воспитатель: ребята, мне очень нравиться стихотворение о зиме Сергея Есенина (показывает портрет) «БЕЛАЯ БЕРЕЗА».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение? Кто его написал? Как называется человек, который пишет стихи? О чем это стихотворение? (о березе) О каком времени года? (о зиме) Почему вы решили, что это стихотворение о зимней березе? (береза принакрылась снегом, снежные ветви, горят снежинки, заря лениво обсыпает ветки новым серебром – идет снег и т.д.)
Повторное чтение стихотворения Есенина «Белая береза»
Физкультминутка:
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
Поднимает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы»
Воспитатель: посмотрите на картину (рассматривают картину)
Что на ней изображено?
Дети: на картине изображены дети.
Воспитатель: Как одеты дети, в какую одежду?
Дети: шапку, куртку, сапоги и т. д.
Воспитатель: а что делают дети?
Дети: подкармливают птиц зимой, катаются на санках, лыжах, играют в снежки, катаются с горки, лепят снеговика.
Воспитатель: Давайте составим рассказ по этой картине, а для подсказки я предлагаю вам опираться на модель составления рассказа.
Игра «Один-много»
Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «Один-много», я передаю варежку по кругу и вместе с вами мы считаем, на счет три – у кого осталась рукавичка в руках тот и говорит. Например: один шарф – много шарфов или один валенок — много валенок (пальто, свитер, сапоги, куртка, варежки, манишка и пр.)
3. Рефлексия
Ресурсный круг: воспитатель задает по очереди вопросы:
Почему понравилось стихотворение Есенина «Белая береза»?
Что сложного было при составлении рассказа?
Дети получают снежинку, отвечают на поставленные вопросы, передают следующему желающему ответить, высказывают свои впечатления.
Воспитатель: молодцы ребята.
|