Казакова Елена Сергеевна. Индивидуально-психологические особенности детей, переживших стрессовые ситуации

Казакова Елена Сергеевна
Воспитатель IIKK МАДОУ МО детский сад №130 г.Краснодар

Потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост насилия, снижения значимости института семьи и т.д. с очевидностью показали, насколько важна готовность родителей и учителей к оказанию психологической помощи детям – жертвам военных действий и межнациональных конфликтов, физического, психологического и сексуального насилия, детям, переживающим горе из-за утраты близкого человека, пострадавшим от природных и технологических катастроф. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я».


Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивает все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь [8, C.3]. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других – снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий  воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности. Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным и уверенным прогнозируемым действиям в любых критических моментах [12, C.1].
Актуальность темы. Актуально ли это? Да, более чем, если учесть переходное состояние нашего общества, наличие неопределенности и беспокойство у значительной его части, отсутствие безопасности, большое количество стрессов, явную невротизацию и психопатизацию определенного числа взрослых, к тому же, готовящихся вступить в брак, уже в нем находящихся и имеющих детей, впитывающих в себя все тревоги и напряжения родителей. А за этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности [2, C.5]. Проведенная серия опросов (из исследование А.И. Захарова) 3400 родителей, в том числе методом сплошного обхода двух педиатрических участков, позволила получить следующие данные: в возрасте 1-3 лет заметно нервный, каждый четвертый ребенок, без особых различий по полу. В дошкольном возрасте нервным определяется каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка.
В младшем школьном возрасте наибольшие показатели нервности- до 46%-у мальчиков и 37% у девочек. В более старшем возрасте показатели нервности такие же, как и в дошкольном возрасте [2, C.7].
Разработанность исследуемой проблемы. Сегодня исследование проблемы переживания психической травмы приобретает особую значимость в связи с резким ростом в различных регионах планеты антропогенных катастроф, «горячих точек» и террористических актов. Перед специалистами стоит задача разработки программ психологической профилактики кризисных состояний и реабилитации лиц, переживших психическую травму. Для ее решения необходима разработка теоретической концепции переживания человеком последствий травматических обстоятельств. Однако, несмотря на растущий интерес к этому вопросу, психология до сих пор не располагает сформированной системой представлений относительно природы психической травмы. Проблема влияния травматических событий на жизнедеятельность человека привлекает внимание представителей многих научных дисциплин: медицины, социологии, философии, юриспруденции, социальной работы и, естественно, психологической науки. Пожалуй, наибольший вклад в развитие представлений о феномене психической травмы в психологию внесли исследования в области медицины, касающиеся проблемы посттравматических стрессовых нарушений. Особое внимание специалистов в области психического здоровья обращали на себя те факты, которые показывали, что иногда последствия переживания психической травмы имеют тенденцию не только не исчезать со временем, но и становиться более выраженными, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия. Исследование этого феномена легло в основу выделения категории посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), ставшего важным этапом в изучении воздействия психической травмы на психологическое благополучие человека [13, C.1].
Объект исследования – постстрессовый ситуационный характер состояний, нуждающийся в психокоррекции и поддержке.
Предмет исследования – индивидуально-психологические особенности детей, перенесших стрессовые ситуации.
Цель работы – выявление детей, перенесших стрессовые ситуации, определение их индивидуально-психологических особенностей и определение содержания психологической  помощи им.
Гипотеза – внешнее психологическое благополучие ребенка, перенесшего стрессовые ситуации, маскирует в отдельных случаях травматическое психологическое состояние, но нуждающееся в коррекции и психологической помощи взрослых.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1)провести теоретический анализ проблемы протекания и коррекции посттравматического синдрома и особенности протекания этого синдрома у детей младшего школьного возраста;
2)выявить детей, находящихся в постстрессовом состоянии;
3)определить психологическое основание для формирования личностно-ориентированной помощи ребенку, находящемуся в ситуации посттравматичекого состояния;
4)определить содержание и характер психологической помощи детям младшего школьного возраста, которые пережили стресс.
Методы:
1)теоретический анализ;
2)анкетирование;
3)психологическое тестирование.
База исследования: МОУСОШ №51 г. Краснодара, первые классы.
Методики:
1.Рисуночный тест »Моя семья»
2.Тест Филлипса
3.Анкета для родителей
Научная и практическая значимость в систематизации научных представлений о психологии посттравматического стресса, о немедленных и отдаленных его последствиях; в определении содержания психологической помощи детям-участникам нашего экспериментального исследования.
Структура и объем работы: «Работа состоит из введения, 3 разделов, заключения. Работа изложена на 35 страницах текста, содержит 1 таблицу, 1      рисунок, 4 приложения. Список литературы насчитывает 20     наименований»
1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
1.1. Понятие стресса и его симптомы
Слово «стресс» пришло из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Словарь практического психолога дает следующее толкование стресса: «термин, для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия-стрессоры ».
Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации – стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.
Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе – при высокой ответственности за последствия решений.
Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды, и п.р. При этом различные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать и положительное, мобилизирующее, и отрицательное влияние на деятельность – дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса [1, C.653-654].
Одним из первых определение стресса дал известный канадский физиолог Ганс Селье. В упрощенном виде стресс, по его мнению, это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.
Стресс представляет собой неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Необходимо пояснить слово «неспецифический». Дело в том, что практически каждое предъявленное организму требование в некотором смысле своеобразно, т.е. специфично. Так, на морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, чтобы уменьшить потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие при движении вверх по лестнице предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Сердцебиение становится чаще и сильнее, повышается кровяное давление, поскольку мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы.
Каждый гормон обладает определенным действием. Адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно повышая уровень сахара в крови. Гормон инсулин, наоборот, снижает содержание сахара. Это касается и других гормонов, однако независимо от того, какого рода изменения, они предъявляют определенные требования к изменениям. Это требование неспецифично, т.к. состоит в адаптации к возникшей трудности, какого бы рода она ни была. Другими словами, неспецифические требования к приспособлению организма, имеющие целью восстановить нормальное его состояние, и есть, по Г. Селье, сущность стресса. Его исследования показали, что определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизирующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющим условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме.
Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса. Первая стадия – аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой. Это – хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели – настолько они были внутренне мобилизованы, зато после окончания войны заболевания так и посыпались на них. Аналогичный пример можно привести и из нашей действительности. В 1992-1993 г, когда наше общество было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими, политическими переменами, больницы и поликлиники опустели. Объясняется это тем, что люди вынуждены были мобилизовать все имеющиеся в их распоряжении адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен на выживание в сложных условиях.
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза – стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой фазы. Он как бы «врабатывается» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется накопившаяся усталость.
Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия – стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне - либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.
До сих пор мы говорили о том, что представляют собой стрессы в общем. Травматический стресс – особая форма общей стрессовой реакции. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим, т.е. вызывает психологическую тревогу [8, C.5-7].
Механизм реакции тревоги при стрессе был подробно проанализирован американским физиологом Уолтером Кенноном в 1935г. Поведенческая активность человека была определена им как реакция борьбы или бегства. Информация о реакции тревоги, по мнению У.Кеннона, поступает в мозг, где имеется особая »ретрансляционная станция»- гипоталамус, и отсюда через нервные окончания передается в надпочечники. Получив сигнал «SOS», этот орган моментально выбрасывает в кровь огромное количество» боевых гормонов» - адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Из мозга, поступают особые сигналы, приводящие весь организм в состояние психического напряжения и готовности действовать.
Недавно было доказано, что при физиологическом стрессе надпочечники выделяют преимущественно норадреналин, при психическом (тревога, страх, ярость) – прежде всего адреналин.
Тибетская медицина объясняет состояние стресса дисбалансом трех жидкостей в организме. Каждая из них, если наличествует в избытке, порождает определенные симптомы. Страх вызывает повышение кровяного давления и напряжения мышц. Избыток желчи делает человека тревожным и возбудимым. Преобладание лимфы вызывает депрессию и чувство усталости. На Западе тибетская медицина не особенно популярна, но сама мысль о значении внутреннего баланса в организме, несомненно, верна. Любой дисбаланс (например, между интересами работы и семьи) потенциально уже ведет к стрессу.
Симптомы стресса чрезвычайно разнообразны. Он может вызываться самыми разными факторами, а также по-разному проявляться у разных индивидов. Субъективно он всегда переживается как некий дискомфорт. Организм как бы сигнализирует - что не в порядке, что-то нужно менять. Когда мы находимся в состоянии стресса, простые жизненные задачи вдруг начинают восприниматься как грандиозные проблемы. Симптомами стресса могут быть хроническая усталость, раздражительность, фантомные боли. Не нужно быть врачом, чтобы распознать стресс. Не нужно быть специалистом, чтобы искоренить его. Поняв истинные причины стресса, мы тем самым сделаем первый шаг к избавлению от него. Главное, не считать это состояние неизбежным атрибутом современной жизни, не использовать его в качестве средства привлечь к себе внимание и заслужить похвалу.
Когда мы оказываемся в состоянии стресса, то непременно возникают различные физиологические и психологические симптомы, о подлинном значении которых мы не всегда догадываемся. Симптомы эти сигнализируют нам о том, что необходимо пересмотреть приоритеты. Вот некоторые из этих предупредительных знаков.
ОДИНОЧЕСТВО. Мы чувствуем, что отдаляемся от семьи и друзей. Или же у нас возникает стойкое впечатление, что мы »затерялись в толпе».
ЧУВСТВО НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. Мы вдруг начинаем ощущать себя как-то неловко в обществе людей, с которыми у нас раньше были прекрасные отношения. Нам кажется, что они поглядывают на нас не вполне доброжелательно или даже осуждающе.
ПРОБЛЕМЫ С КОНЦЕТРАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ И ЗАПОМИНАНИЕМ. Мы легко забываем содержание недавних разговоров, силимся вспомнить, что нам еще нужно сделать. Нам трудно собраться с мыслями.
НЕЖЕЛАНИЕ ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ. У нас преподает интерес к людям. Когда они начинают проявлять интерес к нашей персоне, нас это раздражает.
УСТАЛОСТЬ И РАССТРОЙСТВО СНА. Мы постоянно чувствуем себя выжатыми как лимон, и, тем не менее, нам часто трудно заснуть.
КОЛЕБАНИЯ НАСТРОЕНИЯ. Настроение неустойчивое: периоды подъема легко сменяются глубокой депрессией. Нам хочется плакать.
РАЗДРАЖИМОСТЬ И ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ. Мы теряем самоконтроль: в любой момент по самому ничтожному поводу мы способны выйти из себя, вспылить, резко ответить. Любое замечание встречаем в штыки.
БЕСПОКОЙСТВО. Нам не сидится на месте: мы ерзаем, что-то перекладываем или теребим. То и дело нас подмывает встать куда-то пойти.
БУРНАЯ АКТИВНОСТЬ. Нередко, испытывая томительное внутреннее беспокойство, мы с головой окунаемся в работу, как бы пытаясь забыться. Но стресс может проявлять себя и противоположным образом: мы упорно уклоняемся от насущных дел.
НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Переедание, злоупотребление алкоголем, чрезмерное курение – все это может быть вызвано стрессом.
ПЛОХОЙ АППЕТИТ. Мы теряем интерес к пище. Мы или совсем отказываемся от нее, или едим без разбора все, что попадается под руку.
БОЯЗНЬ ТИШИНЫ. Нам не приятно, когда нас окружает тишина. Поэтому мы или непрерывно говорим, или, оставаясь в помещении одни, обязательно включаем радио или телевизор [20,C.65-67].

 


1.2. Посттравматический синдром


ПТС - это не только наличие травмирующего события в прошлом. Такое событие – только часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе. Другая сторона ПТС относится к внутреннему миру личности и связана с реакцией человека на пережитые события. Известно, что одно и то же трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронет психику другого. Очень важно также, в какой момент произошла трагедия, потому что один и тот же человек в разное время может среагировать по-разному [17,C.56]. ПТС возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, которые в принципе могут вызвать общий дистресс почти у любого человека (например, природные или искусственные катастрофы, сражения, серьезные несчастные случаи, наблюдение за насильственной смертью других, роль жертвы пыток, терроризма, изнасилования или другого преступления).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Это расстройство не должно диагностироваться, если нет доказательств, что оно возникло в течение 6 месяцев от тяжелого травматического события. «Предположительный» диагноз возможен, если промежуток между событием и началом синдрома более 6 месяцев, но клинические проявления типичны и нет никакой возможности альтернативной квалификации расстройств. Доказательства наличия травмы быть дополнены повторяющимися навязчивыми воспоминаниями о событии, фантазиями и представлениями в дневное время. Заметная эмоциональная отчужденность, оцепенение чувств, избегания стимулов, которые могли бы вызвать воспоминания о травме,  встречаются часто, но не являются необходимыми для диагностики ПТС. Вегетативные расстройства, нарушения поведения, расстройство настроения могут включаться в диагноз, но не являются первостепенно значимыми.
ПТС можно определить по следующим признакам: взрывная реакция, притупленность эмоций, агрессивность, нарушение памяти и концентрации внимания, бессонница, приступы ярости, депрессия, общая тревожность, непрошенные воспоминания.


1.3. Особенности стресса переживаемого детьми младшего школьного возраста


Детские переживания имеют огромную силу. В зависимости от направленности переживаний в детском возрасте формируется личностная установка на отношения и поведение в обществе.
Стрессовые ситуации в жизни ребенка.

Чтобы лучше понять ребенка, причины его дискомфорта, надо проанализировать какие стрессовые ситуации переживает или пережил когда-то ребенок. Как отразились или отражаются они на психике ребенка? Лишь мимолетно или навсегда.
Примерный список этих ситуаций предложен нами:
Непридвиденные, очень сильные стрессовые ситуации
1.Катастрофы (автомобильные, крушение поезда).
2.Пожар.
3.Наводнения.
4.Война, землетрясение, обвал, лавина.
5.Роль беженца.
6.Убийство на глазах ребенка.
7.Сексуальное насилие взрослых.
8.Сильный испуг по другим поводам (встреча с грабителем, роль заложника, укус собаки, утопление) – (2, I).
Стрессовая обстановка в семье.
9.Смерть мамы, папы – (2, II).
10.Смерть других близких – (7, II).
11.Тяжелая болезнь или травма близких родственников.
12.Тюремное заключение мамы, папы.
13.Частые разлуки с родителями – (3,II).
14.Развод родителей – (4, II).
15.Постоянные ссоры между родителями.
16.Рождение брата или сестры.
17.Пьянство родителей.
18.Избиение ребенка.
Стрессовые ситуации, связанные с социальной адаптацией и жизнью ребенка.
19.Поступление в первый класс – (11, III).
20.Смена школы.
21.Конфликты с учителями.
22.Конфликты со сверстниками.
23.Поступление в больницу.
24.Различные комплексы неполноценности ребенка.
А теперь давайте подробнее остановимся на некоторых стрессовых ситуациях и попробуем разобраться, что же чувствует ребенок, что он испытывает… [9, C.339-340].
Одной из стрессовых ситуаций для ребенка является развод родителей.
Психологический момент развода – это момент осведомления ребенка о таковом. В случаях с маленькими детьми или с теми детьми, которым родители дают невразумительные объяснения, в дальнейшем бывает чрезвычайно трудно установить связь их переживаний с событием развода, что влечет за собой новые недоразумения, непонимание или ложные толкования «дурного» поведения ребенка.
Отсутствие одного из родителей (чаще всего отца) определенным образом сказывается на полноту и содержание семейного общения и его влияние на ребенка, структурная деформация семьи нарушает логику общения, вызывает расстройство функции общения со сверстниками, обедняет практику общения со взрослыми. Дети из таких семей обычно испытывают затруднения в выборе друзей или же среди сверстников оказываются в «ущемленном» состоянии [11, C.72-73].
Вопрос, как преподнести сыну или дочке сообщение о разводе и преподносить ли его вообще, мучает многих родителей. Часто они скрывают, не договаривают, лгут своим детям. Есть дети, которые с нетерпением месяцы и даже годы ждут возращения отца или матери. Они печалятся, тем не менее, остаются здоровыми. А есть такие, которых уже на второй день после развода не узнать. Все зависит от того, как ребенок понимает развод: уходит папа (или мама) навсегда или он (она) вернется обратно. Что отличает развод от всех других видов разлук, так это его окончательность, безвозвратность, необратимость изменившихся жизненных обстоятельств. И это роднит его с переживанием смерти одного из родителей. Более того, психоаналитическими исследованиями установлено, что нет ни единого критерия, по которому можно было бы отличить эти два вида разлуки. Особенно для детей до семи-восьми лет, ведь в этом возрасте они еще не понимают, что такое смерть, она для них означает: «уйти навсегда» [15, C.7-9].
По статистике, каждый третий ребенок испытывает сильное эмоциональное переживание. Ученые утверждают, что страх имеет как отрицательное, так и положительное значение в жизни каждого человека. Основная его положительная функция заключается в том, что человек, основываясь на своем опыте и опыте других людей, стремится избежать попадания в опасную ситуацию. Но иногда чувство страха вызывает не только реальную опасность, но и то, что человек, особенно если это ребенок, придумывает сам. Детские фантазии рождают ужасных чудищ, злобных животных, страшные происшествия и события, жертвами которых являются либо они сами, либо их близкие.
Самые первые страхи появляются у детей в возрасте 1,5-2 лет. Основным в этом возрасте является страх потери близких, разлуки с ними. Малыш, осознавая свою полную зависимость от взрослых, боится остаться один, так как потеря защиты и заботы несет угрозу для его жизни, ведь к самостоятельному существованию он еще не готов. Родители, которые не понимают трагедию, переживаемую их маленьким чадом, наносят серьезный ущерб его нежной психики, оставляя ребенка надолго одного или внезапно перекладывая заботу о малыше на плечи других, малознакомых ребенку, людей. Подрастая, дети начинают испытывать и другие страхи.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция – это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязни школы, нежелание посещать ее.
Страх – эффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога – эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Страхи бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страха у родителей, тревожность в отношениях с ребенком, конфликтные отношения между родителями, психические травмы типа испуга.
Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью, длительным течением и непостоянством, неблагоприятным влиянием на формирование характера личности. В младшем школьном возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок. Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и к школобоязни. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствует развитию детских неврозов [5, C.161-162].
Другой непредвиденной, очень сильной стрессовой ситуацией является ситуация, связанная с угрозой жизни.
Опыт работы в Нагорном Карабахе (январь - сентябрь 1993 г., январь-июль 1994 г.) показал, что практически все его мирное население и, в первую очередь дети, страдают посттравматическими нервными расстройствами. У детей это проявляется в неврозах и психосоматических расстройствах (нарушение сна, ночных страхах, заикании, тиков, энурезе, судорожном синдроме и др.), нарушении личностного развития (интеллектуальном регрессе, расстройствах внимания и памяти, поведенческих отклонениях). Рассмотрим подробнее некоторые из этих расстройств.
Тики – непроизвольные, частые и однотипно повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, подергивание губ, щек и т.д.) Тики отмечаются у 7 % мальчиков и у 5 % девочек дошкольного возраста. Нередко тики и гиперкинезы расцениваются взрослыми как гримасы, нарочитое кривлянье и баловство. Поэтому они пытаются беспрерывными замечаниями, запретами и наказаниями устранить их [6, C.102-103].
Заикание. Встречается у 4 % мальчиков и у 3 % девочек дошкольного возраста.
Исследования, проводимые в 1996-2001 гг., в Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии выявили, что одним из основных психотравмирующих факторов явилась гибель членов семьи и близких родственников:
30,2 % – погибли члены семьи;
43 % – другие родственники;
26,8 % – никто не погиб.
Другим психотравмирующим фактором являлось разрушение жилища.
Воздействия длительных, экстракординарных психотравмирующих ситуаций, связанных с угрозой жизни, приводит к таким личностным изменениям, когда обостряются одни свойства личности и нивелируются другие либо возникают не свойственные черты [16, C.19].
Все рассмотренные случаи (а их гораздо больше) объединяет одно – стресс, испытываемый детьми, который превышает предел их психофизиологических возможностей, вызывает хроническое страдание, душевную боль и подрывает защитные силы организма.

 

Просмотров: 569
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Диянова Анна Александровна. Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Редактор. Детский стресс и как с ним бороться
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • София Петровна Сединина. Детский стресс
  • Оксана Владимировна Самарцева. «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Прорешный Владимир Иванович. Роль служб экстренной психологической помощи по телефону доверия в решении проблемы социального сиротства
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Редактор. Роль огня в жизни человека
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Коваль Галина Николаевна. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Роль органов чувств в жизни человека»
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Шуршилина Елена Владимировна. Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь