Возраст воспитанников: 3-4 лет, группа общеразвивающей направленности
Виды детской деятельности: (п. 2. 7. ФГОС ДО) игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Образовательные области: (п. 2. 6. ФГОС ДО) «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель: (п. 4. 6. ФГОС ДО) формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по количеству.
Задачи: (п. 2. 6. ФГОС ДО)
- Продолжать учить различать понятия много, один, ни одного; продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами больше — меньше, поровну, одинаково.
- Формировать у детей умение называть признаки круга и выделять его особенности, познакомить с новой геометрической фигурой — квадрат.
- Воспитывать эмоционально — положительный настрой к играм с математическим содержанием; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Создание игрового образовательного пространства:
Посылочный ящик из картона, лужи из ткани на полу, осенние листья, разноцветные квадраты и круги, корзинка, домики из цветной бумаги, пластмассовые шарики.
1 Этап игровой ситуации «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую цель»). Для этого педагог включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.
Звучит спокойная музыка, слышится шум дождя
воспитатель:
«Осень песенку нам с Вами подарила
Ребята, вы желаете прогуляться по осеннему парку:
Мы идем, идем, идем, поднимаем ножки
А у нас на ногах новые сапожки.
Ой, ой, ой, ой, ой, ой – лужа-то, какая
Ой, ой, ой, ой, ой, ой – лужа-то большая
Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть! (Дети совместно с педагогом перепрыгают через лужи)
- Осенний лес полон чудес, а у нас в детском саду тоже совершаются чудеса. Посмотрите (звучит сказочная музыка) кто- то нам оставил таинственную посылку!» -Ребята вы когда- нибудь получали посылку с мамой или папой на почте расскажите пожалуйста?
2 этап игровой ситуации «Актуализация»
Деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог ведет их к новым открытиям.
Воспитатель: друзья мои вы хотите узнать, что же в нашей посылке находиться? Давайте вместе откроем её! Что здесь лежит? (в посылке лежат разноцветные шарики их пластмассы) -Какой они формы? -Я буду каждому из вас давать шарик, а вы — говорить, какого он цвета. Педагог раздает каждому ребёнку по шарику. -Сколько шариков у Васи? У Коли?.. Правильно, у каждого из вас по одному шарику, а всего шариков сколько? Можно сказать, что детей и шариков поровну? Вы сказали, что шарики круглые, а почему вы так решили? Покатайте их в ручках. Какие они наощупь? Гладкие, твердые, холодные. Постучите друг другу по шарику. Покатали, постучали, а теперь шарики с нами наигрались и хотят отдохнуть. Давайте положим их отдыхать. Сколько каждый из вас положит шариков? Сколько всего шариков положили в корзину дети? А каждый сколько положил? Каждый положил по одному шарику, а всего шариков в корзине стало...
3 этап игровой ситуации «Затруднение в ситуации»
Данный этап является очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.
- Я вижу что-то в посылке еще лежит давайте посмотрим. Воспитатель вынимает двухцветные квадраты, даёт детям возможность потрогать, рассмотреть. Хотите я расскажу вам сказку? Тогда садитесь поудобнее. (рассказ сопровождается показом фигур)
«Жил-был круг, пошел он погулять, катится, катится по дорожке. Вдруг видит, идет ему навстречу кто-то странный, на него непохожий.
- «Кто ты?» — удивился круг. Воспитатель – Ребята Вы хотели бы познакомиться с этой фигурой? Тогда спросите — «Кто ты?» — «Я квадрат, а вас как зовут?».
- «Я круг. Давай вместе покатимся по дорожке». Самостоятельно-исследовательская деятельность детей, они пробуют прокатить круг и квадрат с горки. После педагог продолжает рассказывать сказку: -Попробовал квадрат катиться, а не может. Удивился круг, стал рассматривать квадрат и увидел, что у квадрата есть углы. — «А, я понял, почему ты не можешь катиться», — засмеялся круг.
-А вы, ребята, как думаете, что мешает квадрату катиться?
4 этап игровой ситуации «Открытие детьми нового знания»
(способа действия)
На данном этапе педагог вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера. Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их. Дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, открытия нового знания
Продолжение сказки «Превращение квадрата»
«Интересно, кем я могу стать?» — сказал Квадрат и подошёл к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы равны, педагог предлагает детям провести пальчиком по стороне квадрата, найти углы. Всюду одинаковый и ничем не примечательный» — думал про себя квадрат. С одной стороны, я зелёный, а с другой (дети переворачивают квадрат) я (какой?) красный. После этого решил наш квадрат выйти во двор. Он вышел, пошёл по дорожке в парк и вдруг в глубине парка он увидел красивый домик. «Вот бы мне стать таким домиком» — подумал квадрат и квадрат превратился в домик!
Педагог предлагает детям немного отдохнуть (динамическая пауза)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
5 этап игровой ситуации
«Включение нового знания способа, действия в систему знаний ребенка»
На данном этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным
Игра «Закроем окошки в домиках»
Дети подходят к столам, на которых разложены цветные домики. Воспитатель раздает детям разноцветные геометрические фигуры круги и квадраты (по 3 — 6 штук, в зависимости от уровня развития каждого ребенка) и кратко напоминает правила игры, уточняя цвет и форму окон. Затем говорит:
Птички в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Дунул ветер! (дети дуют) Помогите!
Все окошки затворите!
Дети, свободно двигаясь между столами, закрывают все окна цветными геометрическими фигурами.
6 этап игровой ситуации «Осмысление»
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки Дети приобретают опыт выполнения и достижения цели.
- Как вы думаете, кто отправил нам посылку? С кем вы подружились? -Предлагаю всем поиграть с разноцветными квадратами. Произвольные игры, во время игры звучит бодрая и веселая мелодия.
|