Конспект игровой ситуации по познавательному развитию в подготовительной группе «Викторина «Зимние тайны»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы.
Задачи:
I. Образовательные:
- Расширять и закреплять знания детей о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
- Расширять и закреплять знания детей о многообразии лесных птиц и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
- Закреплять знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
- Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам.
II. Развивающие:
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
- Развивать зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.
- Развивать связную и образную речь.
- Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
III. Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Словарная работа: атмосфера, водяной пар, гайно, тетерев-косач, пихта, кедр, метель, вьюга, пурга, снегопад, поземка.
В развивающей среде: наборы наглядно-демонстрационных картинок по теме «Зима», «Зимующие птицы», «Деревья»; книги, энциклопедии, игры и т.д.
Оборудование:
Презентация к теме «Зимние тайны», музыкальное оформление, эмблемы для участников команд «зайчики», «белочки», столы, стулья для команд, набор картинок: ветки и кусочки коры деревьев, еловые и сосновые шишки; рисунок «Чьи следы?», рисунок с контурами птиц. Мольберты. Картинки зимующих и перелетных птиц. Медали для награждения.
Предварительная работа
- Рассматривание набора иллюстраций «Деревья наших лесов», чтение и рассматривание энциклопедии «Растительный мир».
- Беседа о бережном отношении к растительному и животному миру нашего края.
I. Мотивация к деятельности:
Воспитатель включает тихо музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима».
(Воспитатель делает музыку по громче, чтобы привлечь внимание детей, чтобы они спросили: «А что мы будем делать сейчас?)
Воспитатель предлагает присесть детям на стульчики и послушать стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна,
Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.
Воспитатель (В.). Много тайн и загадок хранит зима.
- Вы бы хотели сейчас разгадать их и ответить на вопросы, которые нам приготовила зимушка-зима? (Ответы детей)
- Вы хотели бы поиграть со мной в викторину? (Ответы детей)
Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на две команды.
Как нам это можно сделать? (предложения детей)
Выбираем один из предложенных (путем голосования).
Так, ребята, здорово, у нас есть две замечательные команды. Но нет названий команд? Название должно быть связано с природой.
Что будем делать? (придумаем название команды)
(Каждая команда предлагает свое название, если дети не могут выбрать название, необходимо голосование).
Я предлагаю вам проголосовать, кто за название «……» хлопните в ладоши, кто за название команды «…» поднимите руки.
И, так, представляю вам 1 команда, например «Зайчики» и 2 команда «Белочки». Капитаном будет тот, кого вы выберите сами. Дети выбирают капитана.
Ребята, слушайте правила игры:
- Команда должна сообща и быстро искать ответ.
- Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.
- Не перебивать друг друга.
- Когда отвечают игроки одной команды, другие молчат.
- Ребята, вы запомнили правила? Команды готовы?
- Тогда начинаем викторину!
Воспитатель показывает презентацию
Следить за всей игрой будет жюри (называет состав)
В.: Внимание! Внимание! Начинаем викторину!
Проведем разминку капитанов. За каждый правильный ответ команда получает в свою копилку 1 бал, т.е. 1 шишку.
Вопросы капитану команды «зайчики»:
- Что получиться, когда вода замёрзнет? Лёд.
- Что получиться, когда пар попадет на холодную поверхность? Вода.
Вопросы капитану команды «белочки»:
- Что получиться, когда лед растает? Вода.
- Что из себя представляет вода в атмосфере? Водяной пар, облако, туман, снег.
В. Какие молодцы капитаны, ответили на все вопросы.
Команды будьте внимательны!
Задание 1. «Бывает – не бывает»
В. Всем нужно послушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает. Будьте внимательны, если команда не ответит, то помогают ей игроки другой команды и получают в свою копилку 2 бала.
Вопросы для команды «Зайчики»
- Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? Не бывает.
- А бывает так, чтобы зайцы ели семена из шишек, когда очень холодно? Не бывает.
- На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Не бывает.
- Бывает так, что сорока живет в дупле? Не бывает.
- Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть? Не может.
Вопросы для команды «Белочки»
- Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? Не бывает.
- В январе медведь выходит на прогулку, так бывает? Не бывает.
- А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? Не бывает.
- В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет? Не бывает.
- А бывает так, что у птиц как бы растут косички? Бывает: хвост тетерева-косача похож на пучок косичек.
Задание 2. «Путаница»
В. Ребята, посмотрите, у вас на мольберте висят картинки. Нужно найти то, что принадлежит данному дереву: листик, кора, плод. Думаем, советуемся! Предоставляем слово команде «зайчиков» …, а теперь расскажут нам «белочки» …
В. Молодцы, ребята, вы получаете по 1балу.
В. А сейчас «Зайчики» и «Белочки» игровая пауза п/и «Птичья полечка».
Правила игры: зазвучала музыка и вы все начнете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это птица, которая зимой живет с нами, вы присаживаетесь на корточки, если улетает в теплые края, вы стоите на месте.
Итак, играем! Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу В. Музыка прекращается, и он называет птицу: воробей – дети стоят на месте, опят звучит музыка, дети танцуют, В. –скворец, клест, соловей, ворона, ласточка.
Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.
В. Дети, вы молодцы, присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу викторину.
Задание 3. «Отгадайте загадки» (поочередно).
Команда «Белочки»
1. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, Все покрылось серебром. (Зима)
Команда «Зайчики»
2. Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
Команда «Белочки»
3. Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его — всех дней короче Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Команда «Зайчики»
4. Щиплет уши, щиплет нос, Брызнешь в воду – упадет, Лезет в варежки мороз. Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету, Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Команда «Белочки»
5. Без досок, без топоров. Через реку мост готов. Мост, как синее стекло: Скользко, весело, светло. (Лёд)
Команда «Зайчики»
6. Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Команда «Белочки»
7. Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)
Команда «Зайчики»
8. Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
Но зимние метели В меха его одели. (Дерево)
Задание 4. «Чьи следы?»
В. Каждая команда получает карточку с изображением следов (1 команда: лиса, волк, медведь, дикая утка, голубь, цапля, орел; 2 команда: волк, лиса, заяц, белка, собака, цапля, орел.)
И снова игровая пауза «Воздух, Вода, Земля, Ветер»
Дети становятся в круг. Воспитатель ходит в нутрии круга и говорит одно из четырех слов (воздух, вода, земля, веете) – и считает до пяти. Тот, к кому подошла В., должен за это время назвать, в зависимости от слова, которое ему задано, птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Победит тот, кто останется в кругу.
Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.
Задание 5. «Вопрос — ответ»
Команда «Белочки»
- Кто выводит птенцов под снегом в январе? Клест.
- Кого называют санитарами леса? Птиц, муравьев.
- Кто из зверей в лесу зимой спит? Медведь, барсук, еж.
- Как называется гнездо белки? Гайно.
- У каких деревьев иголки как у ежа? У елки, пихты, кедра.
- Как деревья живут зимой? Летом деревья запасают в стволах и ветках крахмал (питательные вещества). Зимой движение соков прекращается, и деревья впадают в спячку.
Команда «Зайчики»
- Зачем белке длинный и пушистый хвост? Хвост помогает прыгать с дерева на дерево и служит «рулем» и «парашютом». В холодные дни во время сна белка закрывает им нос и живот.
- Какие природные явления бывают зимой? Метели, вьюги, пурга, снегопады.
- Как ведут себя рыбы в зимнее время? Дремлют, зарываются в ил.
- Что можно дать птицам на обед? В зависимости от вида птицы. Воробьям, голубям – крошки, зерно. Синицам — семечки, сало.
- Чем выделяется береза среди других деревьев? Цветом ствола.
- Как готовится заяц к зиме? Меняет шубку.
Задание 6. «Сосчитайте птиц»
В. А теперь попробуйте сосчитать, сколько птиц спряталось на рисунке. Вы должны не только сосчитать, но и назвать их. Воспитатель вывешивает картинки с заданием для обеих команд.
Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.
Задание 7. «Найдите ошибку»
Команда «Зайчики»
На столе картинки перелетных птиц (среди них 1-2 картинки зимующих птиц)
Команда «Белочки»
На столе картинки с зимующими птицами (среди них 1-2 картинки перелетных птиц)
Задание 8. «Добавь словечко»
Команда «Зайчики»
- Лес может быть густым, а может и … редким.
- Волк зверь большой, а еж … маленький.
- У синички грудка желтая, а у снегиря … красная.
- Бежит по снегу, а следу нет... поземка.
- Елочка колючая, ивушка … плакучая.
Команда «Белочки»
- У лисы нора, а у волка … логово.
- След зайца — … заячий.
- Волк хищное животное, а лось … травоядное.
- Зимой вьюга – летом … ненастье.
- Январь год начинает, а декабрь … кончает.
Рефлексия:
Вы, ребята, сегодня все были молодцы.
- Какой вопрос вас поразил или удивил?
- А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о зиме?
- Какие новые слова запомнили?
Ответы детей.
- Сегодня мы с вами закрепили знания о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям. Каждый из вас может загадать загадки о зиме, животных и растениях своим родным.
Жюри подводит итоги (подсчитывает количество шишек).
Награждение команд.
|