Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Лесовичок»
Воспитатель: Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2016
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
В становлении личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов неоценима роль родного языка, помогающего ребёнку осознан-но воспринимать окружающий мир.
Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и способности выражать свои чувства, представления о мире различными способами, гибко, нестандартно мыслить. Для этого необходимо научить его видеть в каждом предмете разные его стороны; опираясь на отдельные признаки, представлять новый образ. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, его богатства и разнообразия. В фантазиях его больше чувства, чем у взрослого, он верит в то, что сам вообразил. Уровень развития фантазии, воображения теснейшим образом связано с развитием мышления и речи, которая обогащает практический опыт ребёнка и способствует формированию представлений о предмете.
Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В.А. Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка. Существует много методик и технологий по развитию речи до-школьника.
Изучив и сопоставив современные методики и технологии по развитию речи, я отметила, что недостаточно внимания уделяется развитию у детей словесного творчества. Работая с детьми средней группы, провела речевое обследование с целью анализа и разработки перспектив развития каждого ребёнка. Использовала диагностику речевого развития детей дошкольного возраста по программе «Детство». Дошкольникам были предложены следующие игры:
- «Вспомни и назови»;
- «Что сначала, что потом»;
- «Магазин», «Угадай, что спрятано»;
- «Шкатулка со сказками»;
- «Составление рассказов-этюдов по картинкам и т.д.
Результаты оказались следующими: 41% детей показали низкий уровень, 59% — средний. При составлении рассказов дети были не самостоятельны, в рассказах отсутствовала логика, словарный запас был очень беден. Это обследование помогло определить сильные и слабые стороны развития дошкольников и спланировать свою педагогическую деятельность.
Поэтому основной целью своей работы я поставила: «Развитие у детей словесного творчества через использование эффективных приёмов активизации речевой активности».
Для реализации данной работы сначала создала развивающую речевую среду в группе.
- Подобрала различные виды театра, художественной литературы;
- Наглядные пособия (иллюстрации, картины, дидактические и развивающие игры, открытки и др.);
- Создала картотеку художественного слова;
- Собрала материал для игротеки «Говори и рассказывай».
Кроме того, составила перспективный план работы с детьми и привлечения родителей.
В работе выделила 3 этапа и сроки их реализации:
- подготовительный (1 год – средняя группа);
- основной 1 год
- заключительный старшая группа
На 1 этапе поставила задачи:
Вызвать у детей интерес к художественным произведениям. Познакомить с выразительными средствами языка. Привлечь детей к составлению коротких рассказов.
На данном этапе проводилась следующая работа:
- ежедневное чтение сказок, рассказов;
- рассматривание иллюстраций (подбор прилагательных, сравнений);
- ежедневные беседы с детьми;
- решение проблемных ситуаций (помощь сказочным героям);
- провели дидактические игры ( «подскажи словечко», «Шутилки», «Кто больше придумает небылиц и др.;
- придумывали конец короткой сказки;
- придумывали короткие сказки по картинкам;
- придумывали конец рассказа на этическую тему ( «Как бы ты поступил»)
- придумывали сказки на заданную тему.
Данная работа проводилась с детьми средней группы.
На 2 этапе поставила задачи:
Использовать эффективные приёмы активизации речевой активности детей. Привлечь детей к творческому рассказыванию.
В совместной деятельности очень эффективными оказались такие приёмы активизации речевой активности как:
- рассказы-этюды. Маленькие сочинения детей о природе. При описании предметов и явлений дети подбирали образные слова и выражения;
- игры-размышления: «Что было до…», «Представьте, что будет, если…», «Чудесные превращения»;
- логические речевые задачки (хитрые замысловатые вопросы);
- речевые концовки;
- дидактические игры: «Кто больше», «Родственники», «Волшебная палочка» и др.;
- составляли загадки;
- интервью детей;
- различные виды бесед: беседы-диалоги «О чём грустит растение?» и др., диспуты «Почему вода не горит», ситуация-мечта «Если бы я был волшебником», беседы о будущем, разговор по телефону «Я мечтаю…», игры-беседы «Докажи»;
- составляли рассказы-описания, рассказы-описания с элементами сравнений.
В организованных формах обучения наиболее привлекают занятия «Путешествие в страну «Речецветия», на которых дети составляют творческие рассказы при по-мощи различных Волшебников (Королевы Загадок, Сравнения, Превращения, Принцессы, Зрения, Волшебника деления и др.)
На 3 этапе поставила задачи:
Развивать у детей словесное творчество в процессе продуктивных видов деятельности. Развивать у детей воображение, творчество.
В продуктивных видах деятельности у детей развивается воображение, образное мышление, чувство инициативы. Детям предлагались различные задания:
- изготовили сказочных героев из природного, бросового материала и придумывали сказки;
- придумывали сюжет с помощью трафаретов: «Сказки о животных»;
- участвовали в выставке «Сказочный город» на тему «Про всё на свете» с рисунками и мини-рассказами;
- сделали коллективную аппликацию и составили сказку «Как ёлочка попала в детский сад»;
- создали книги для библиотеки группы на темы «Как мы летом отдыхали», «Загадки для друзей», «Рассказы о природе».
Для успешной реализации работы необходимо взаимодействие с родителями. Мы провели:
- анкетирование с целью выявления наличия интереса по данной теме;
- привлекали родителей к изготовлению игр, пособий, приобретению художественной литературы;
- семинары-практикумы «Давайте поиграем», «Учите детей составлять рассказы и сказки» и др.;
- оформили наглядную информацию в форме консультаций;
- привлекали родителей к оформлению книг для детской библиотеки.
С целью проверки оценки эффективности проделанной работы провела обобщающую диагностику, которая показала: 58% детей имеют высокий уровень разви-тия, 42% детей – средний, детей с низким уровнем нет. Дошкольники умеют составлять интересные творческие рассказы, сказки, используют в речи выразительные средства языка. Дети стали более активными, любознательными, общительными, эмоциональными.
В подготовительной группе планирую, объединив продуктивную деятельность и словесное творчество участвовать в проектной деятельности.
ВЫВОД: Данная система работы способствует формированию творческой личности. Дети не только овладевают знаниями, но и посильно вносят элементы прекрасного в окружающую среду. Данный опыт работы может быть использован в любом детском саду с целью – оказать благоприятное влияние на образную речь детей.
Литература:
- Е.Б. Танникова «Формирование речевого творчества дошкольников».
- Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребёнке волшебника».
- М.М. Алексеева «Методика развития речи и обучение родному языку до-школьников»
- «Цикл упражнений для формирования образной речи». Журнал «Дошкольное воспитание», 2009г. №11, стр. 49 – 57.
- «Литературные конкурсы как форма работы по развитию речи». Журнал «Дошкольное воспитание» 2010г. №8, стр. 56 – 64.
|