Автор работы: Тарабарина Светлана Александровна, учитель- логопед МБДОУ дс № 23 «Колокольчик» г. Павлово Нижегородской области
Дети 5-6 лет, имеющие недостатки речевого развития, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми и замкнутыми. Наша задача- помочь им раскрыться и стать полноценными членами нашего общества. Д. Эльконин отмечал, что «постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша, он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно- познавательной деятельности». Обучая на своих занятиях старших дошкольников с общим недоразвитием речи самостоятельному связному и последовательному изложению мыслей, я помогаю им подбирать слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. В старших группах я использую такую форму работы с детьми, как творческая мастерская, которая помогает приобщить их к детскому творчеству.
Цель моей творческой мастерской: развитие творческого рассказывания на заданную тему.
Задачи:
- активизировать творческое воображение;
- развивать логическое мышление и память;
- развивать интерес к языковым явлениям;
- формировать связную, грамматически правильную речь;
- воспитывать умения слушать своих товарищей и договариваться с ними;
- воспитывать чувство уважения к старшим и близким людям;
- продолжать эстетически оформлять свой рассказ рисунками.
Предварительная работа: выразительное чтение и заучивание стихотворений о Дедушке Морозе и новогоднем празднике; чтение русской народной сказки «Морозко» и сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»; просмотр мультипликационного фильма «Дед Мороз и лето» и художественного фильма «Морозко».
Материалы: картотека стихотворений о Дедушке Морозе и новогоднем празднике, иллюстрации к загадкам по теме, аудиозапись музыки Г. Свиридова «Метель», подушечки-пеньки.
Ход творческой мастерской
1 этап работы творческой мастерской
1. Рассказ педагога
Звучит музыка Г. Свиридова «Метель».
Дети. Сидят на пенёчках (подушках) и слушают музыку с закрытыми глазами, рисуя картины в уме по представлению, затем озвучивают их.
Педагог. Предлагает отгадать загадку о зиме.
Я тепла не потерплю: Закручу метели, Все поляны побелю, Разукрашу ели,
Замету снежком дома, Потому что я...... Дети. Дают свои ответы (зима)
Педагог. Предлагает ребятам рассказать, какой у них любимый зимний праздник, передавая снежок им из рук в руки.
Дети. По — очереди берут снежок и отвечают на вопрос.
Педагог. Предлагает отгадать загадку о новогоднем празднике.
Если лес укрыт снегами, Если пахнет пирогами, Если ёлка в дом идёт, Что за праздник? …
Дети. Отвечают (Новый год)
Педагог. Предлагает отгадать загадку о Дедушке Морозе.
Мы весной его не встретим, Он и летом не придёт, Но зимою к нашим детям Он приходит каждый год.
У него румянец яркий, Борода, как белый мех, Интересные подарки Приготовит он для всех.
С Новым годом поздравляя, Ёлку пышную зажжёт, Ребятишек забавляя, Встанет с ними в хоровод.
Дружно мы его встречаем, Мы большие с ним друзья... Но поить горячим чаем Гостя этого нельзя! (Н. Найдёнова)
Дети. Отгадывают загадку (Дедушка Мороз)
Педагог. Интересуется у ребят, почему Новый год так называется? Откуда приходит к нам Дед Мороз? Почему его называют волшебником? Какие чудеса с вами приключались под Новый год?
Дети. Отвечают на вопросы, рассуждают.
Педагог. Предлагает подумать, может ли тоже случиться что- то необычное с Дедом Морозом в новогоднюю ночь?
Дети. Рассуждают на тему: «Почему Дедушке Морозу никто не дарит подарков на Новый год?»
Как-то раз под Новый год У ребят возник вопрос: Почему же Дед Мороз Всем подарки нам принёс?
А себе он никогда не подарит и снежка? И решили дети сами Сделать подарок своими руками.
Тут и сказка к ним пришла и сюрпризы деду принесла (текст сочинили дети).
2. Формулировка творческого задания
Педагог. Услышав вопрос от детей о подарке для Деда Мороза, педагог предлагает сделать новогодний сюрприз для дедушки, смастерив своими руками книжку- самоделку, куда они вложили бы свои новогодние рассказы- сказки.
Дети. Соглашаются с педагогом.
3. Планирование последовательного изложения своих мыслей по реализации творческого задания
Педагог предлагает ребятам план, по которому им легче будет придумывать сказку.
- С каких слов начинается сказка?
- Что придумали ребята?
- Как отправили подарок?
- Что случилось с посылкой?
- Как подарок оказался у Деда Мороза?
- Как дедушка встретил сюрприз?
- Какими словами обычно заканчивается сказка?
4. Составление детьми коллективной сказки на заданную тему.
Дети. Составляют сказку, поочерёдно придумывая предложения.
Педагог. Используя метод «письменной речи», записывает сказку в творческую тетрадь.
Дети. Далеко- далеко, на крайнем севере, в ледяной избушке на лесной опушке жил добрый Дедушка Мороз. Целый год он трудился: получая письма от ребят, готовил им подарки и упаковывал их в красивые коробочки, чтобы в новогоднюю ночь все были радостными и счастливыми. А помогала дедушке только внучка его Снегурочка. Вот однажды собрались ребята все вместе в детском саду и решили приготовить новогодний сюрприз для Деда Мороза. Долго думали они, чем же удивить самого главного дедушку страны, и решили создать книжку со своими рассказами о зиме, чтобы Дед Мороз читал их и вспоминал своих внучат — ребят.
Каждый малыш придумал историю про свои зимние приключения, в которую вложил частичку своей души и тёплого сердца для любимого дедушки. Затем упаковали книгу в красивую коробочку с блёстками и отправили на серебристом самолёте прямо на север. Но поскольку на полюсе во льдах самолёт не может произвести посадку, лётчики скинули подарок на землю с парашютом. Но вот беда, коробка попала на глаза Злодею — Леденею, которого очень заинтересовало её содержимое. Он быстро утащил подарок в своей Дворец- Леденец. Распечатав посылку и прочитав детские рассказы, Злодей- Леденей растрогался и решил вернуть подарок адресату. Поднялся он на самую высокую гору в своём царстве льдов и скатился прямо на опушку к избушке Деда Мороза. Оставил посылку на крыльце и улетел с вьюгой домой.
Вернулся вечером с работы Дедушка Мороз и очень удивился, увидев красивую коробочку у дома. Сначала дедушка подумал, что это он случайно потерял чей-то подарок, забыл его дома. Но затем разглядел на коробочке свой адрес. Распечатав подарок, и, прочитав все детские рассказы, Дед Мороз улыбнулся, поняв, что это дети очень скучают по нему, и поэтому решили преподнести ему новогодний сюрприз. Такой приятный подарок взбодрил дедушку и вдохновил на новые дальнейшие встречи с детворой.
Вот так ребята поздравили Деда Мороза с Новым годом!
Вот и сказке конец, а кто слушал- молодец!
5. Подведение итогов 1 этапа творческой мастерской.
Педагог. Предлагает ответить детям на вопросы.
- Чем мы сегодня занимались? (Составляли сказку на заданную тему.)
- Что вам в этом помогло? (План сказки.)
- Когда вы вместе сочиняли сказку, с какими трудностями вы столкнулись? (Трудно было договориться со всеми.)
Педагог. Подводит детей к тому, что в результате их совместной творческой деятельности получилась интересная сказка, вечером они сделают к ней рисунки- иллюстрации и оформят книжку- сюрприз для Деда Мороза. Оформить сказку можно в виде книжки- самоделки.
2 половина дня- 2 этап работы творческой мастерской.
В самостоятельной деятельности педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации к своим сказкам. В конце дня оформляется книжка для Деда Мороза.
|