Автор: Воспитатель МБДОУ № 30 ст. Воздвиженская
Актуальность темы:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский.
Скачать конспект
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.
Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Всё начинается с детства» — относится к данной теме. Детство — это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки — это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.
Но, без помощи взрослого ребёнку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребёнком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств происходит в последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к станице, городу, стране.
Мы с первых лет жизни, учим ребёнка любить родителей, помогать им. Благодарное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним — важно для личности ребёнка. Для того, чтобы чувства стали началом любви к Родине, надо чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников вносящих вклад в общее дело.
Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.
В последнее время нравственно — патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили меня к необходимости исследования темы по нравственно — патриотическому воспитанию детей.
Работая с детьми по проблемам нравственно — патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.
Я пришла к выводу, что основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка. Я поставила перед собой следующие задачи:
- .Продолжать работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной.
- Расширить у детей интерес к родной станице, к городу, знать его достопримечательности.
- Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне.
- Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности — защищать Родину.
- Познакомить детей с народными традициями. Разучить русские народные игры, пословицы, стихи о родине.
- Расширять знания о различных профессиях, их значимости для общества.
- Привлечь внимание родителей к нравственно — патриотическому воспитанию детей.
- Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно — развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно — патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия:
- Глобус мира с изображением лесов, рек, морей, гор и различных животных населяющих леса России. Дети могут показать и назвать страну, в которой мы живём, закрепить знания о богатстве нашей страны. Воспитывать у детей стремление беречь эти богатства и приумножать их, воспитывать чувство гордости за нашу страну.
- Альбом «Наша Родина — Россия». В этом уголке поместить флаг России. Во время рассматривания флага дети закрепляют знания обозначения цветов. Белый цвет – цвет мира, синий цвет — верность России, красный цвет — кровь, пролитая за Родину. Также в этом уголке поместить иллюстрации Москвы и России.
- Герб России — на нём изображён двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Это обозначает что наше государство большое, сильное. В лапах у орла жезл или держава — сила страны. Так же в уголке находится портрет президента нашей страны В.Путина. Дети должны знать нашего руководителя страны.
- Альбомы «Наша Армия родная» — помогают детям закрепить представления о военных профессиях, о различных родах войск, военной технике. У детей воспитывать чувства гордости за нашу Родину, прививать любовь к трудной, но почетной обязанности — защищать нашу Родину. Также в этом уголке дети могут поближе познакомиться, закрепить знания о памятниках нашего города Курганинска.
Наряду с этим, необходимо вести систематическую работу по знакомству детей с родной страной, проводить целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Каждую образовательную деятельность следует проводить с использованием наглядного материала, посредством чего, дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Но не надо стремиться к тому, чтобы дети запоминали их сразу. Стараться каждое слово повторять с детьми хором, чтобы каждый ребёнок проговорил это новое слово. Это способствует расширению словаря у детей. Часто рассказ из монолога превращается в беседу с детьми, а это способствует более успешному усвоению знаний.
Работа по нравственно — патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями. В настоящее время работа с родителями актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как молодые семьи не считают вопросы воспитания патриотизма и гражданственности — важными. В связи с этим возникла проблема просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания. Родители должны стать единомышленниками, помощниками воспитателя. Молодые родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний, а некоторые родители осознают, что вообще не владеют этими знаниями.
Необходимо проводить беседы с родителями, советовать родителям дома чаще общаться с ребёнком, рассматривать семейный альбом, сохранять в семьях традиции, которые передаются из поколения в поколения. Предложить ввести в семьях следующие традиции.
- Посадка деревьев, цветов.
- Посещение достопримечательностей станицы, г. Курганинска.
- Фотографироваться с ребёнком на природе.
- Празднование дня рождения.
- Украшение Новогодней ёлки.
- Прогулки по выходным.
Среди родителей нужно проводить анкетирование, с целью выяснения их заинтересованности в совместном сотрудничестве с детским садом, а также затрагивать вопросы, каким они хотят видеть своего ребёнка в будущем. Таким образом, работу по нравственно-патриотическому воспитанию следует вести в тесном сотрудничестве с родителями, что даст положительный результат в воспитании детей.
Вид проекта: долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели групп.
Форма проведения: групповая.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой родине
- Развивать бережное отношение к городу и интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому
- Знакомить детей с элементами народного быта, русскими народными игрушками.
- Расширять знания детей русского фольклора (сказки, потешки, песенки, загадки).
- Развитие интереса к русским традициям, промыслам и культуре России.
- Формировать творческое воображение детей.
- Развивать зрительное восприятие, мышление, память, активизировать и расширять словарь.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
I. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, родителями.
- Разработка конспектов ООД.
- Подбор художественного материала.
- Оформление материала в уголок для родителей по теме проекта.
II. Практический этап.
План работы.
Чтение художественной литературы Пословицы и поговорки, стихотворения о Родине, России.
«Кремлевские звезды» (С. Никитин).
«Лучше нет родного края» (П. Воронько).
«Родина» (Т. Бокова).
«Наша Родина» (Г. Ладонщиков).
«Здравствуй, Родина моя!» (В. Орлова).
«Главные слова» (Л. Олифирова).
«Наш край» (А. Пришелец).
«Что мы Родиной зовем!» (В. Степанов).
«Какая наша Родина» (В. Боков).
«Родная земля» (П. Синявский).
«Край родной» (М. Пожарова).
«Родимая страна» (А. Прокофьев).
«Привет» (С. Дрожжин).
«Песня славы (А. Асеев).
«Россия, Россия, Россия» (В. Гудимов).
Дидактические игры «Флаг России», «Герб города Курганинска»,
«Путешествие по городу Курганинска»,
«Профессии», «Все профессии нужны»,
«Кому что нужно для работы», «Одень куклу».
Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Экскурсия в музей», «Театр»,
«День рождения», «Салон красоты», «Прачечная»,
«Пароход. Моряки», «Больница», «Семья».
Народные игры «У бабушки Меланьи», «Огородник», «Ворон»,
«Катай каравай», «Аисты и лягушки»,
«Гори, гори ясно», «Грачи летят», «Пчелы»,
«Волки и овцы», «Золотые ворота», «Баба Яга»,
«Заря-заряница», «Дедушка Мазай», «Молчанка»,
«Жмурки», «Мельница».
Предполагаемый результат:
Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине, к ее природе, культуре и традициям; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям.
Развить интерес к народному творчеству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: станицу, район, край; родного города и их значимость; символику и достопримечательность малой родины, климатические условия.
- Свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москва. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Родину. Уважать их культуру и традиции.
- Должны знать природу России ее флору и фауну.
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
- Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля. Знать и называть 5–6 народов, живущих на Земле, их быт, обычаи, традиции.
Основные направления реализации проекта:
Разработка проектов:
- «Защитники Отечества».
- «Россия — родина моя».
Разработка и проведение цикла ООД:
- «История флага России».
- «История герба России».
- «Столица нашей родины- Москва».
- «Природа России».
- «Моя семья».
- «Моя родина — Россия».
- «Хорошо у нас в саду».
- «Наш любимый детский сад».
- «Столица нашей Родины — Москва».
- «День защитника Отечества».
- «Весна на Кубани».
- «Наша планета — Земля».
- «Береги свою планету».
- «Этот день Победы».
- «Путешествие в сказку».
- «Народная игрушка — деревянная игрушка».
Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей:
Проведение праздников в детском саду:
- «День народного единства».
- «День Матери».
- «День независимости России».
- «День защитников Отечества».
- «Мамин день».
- «Этот День Победы».
- «Мы живем в России».
Выставки поделок и рисунков детей и родителей:
Выставка рисунков:
- «Любимый край».
- «Портрет мамочки».
- «Мы защитники Отечества».
- «Этот День Победы».
- «Наша родина — Россия».
Выставка поделок:
- «Дары осени».
- «Вместе с мамой».
- «Я помню, горжусь!».
- «Народные игрушки своими руками».
Физкультура и здоровье:
- Организация дня здоровья.
- Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
- Спортивные праздники: «Веселые старты», «Мы смелые, ловкие, сильные», «Мама, папа, я — спортивная семья».
Акции:
- «Покормите птиц зимой»,
- «Озеленение территории детского сада»,
- «Георгиевская ленточка».
Оснащение предметно-развивающей среды в группах детского сада:
- Изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Моряки», «Космонавты», «Пожарные», «Спасатели», «Пешеходы и пассажиры» и т.д.
- Оформление «Экологической тропы в ДОУ», «Маршрута безопасности движения».
- Изготовление атрибутики государственных символов России,
г. Курганинска, Краснодарского края.
- Оформление альбомов: «Достопримечательности ст. Воздвиженской, города Курганинска», «Хорошо у нас в саду», «Где мы любим отдыхать».
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей: “Знаете ли вы своего ребёнка”,
«Воспитываем патриотов», «Моя станица», «Патриотическое воспитание
в семье».
- Консультации: Воспитание патриотических чувств детей старшего возраста», «Семейные традиции», «Народные игрушки в жизни детей», «Маленькие патриоты», «Воспитывайте патриота своей Родины».
- Журнал для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Буклет «Патриотическое воспитание в семье», «Берегите и любите природу», «Приобщение детей к устному народному творчеству».
- Папка передвижка «Наша Родина-Россия», «Этот день Победы».
- Привлечение родителей к созданию альбома «Где мы любим отдыхать».
Социальное развитие:
- Встречи с людьми разных профессий (родители воспитанников приглашаются на встречу).
- Экскурсии в библиотеку.
- Посещение выставок.
- Пополнение патриотического уголка в группах.
III. Заключительный этап:
Оценка результатов.
Результаты проекта планируется представить как в количественных, так и в качественных показателях.
Количественные показатели:
Приобретены методические пособия по патриотическому воспитанию в ДОУ;
круглый стол для родителей, что повысит интерес воспитания к ребёнку и привязанность к семье, родному делу, детскому саду, родной улице, городу.
Качественные показатели:
С детьми детского сада провели беседы о достопримечательностях
ст. Воздвиженской, г. Курганинска, о национальном кубанском костюме;
дети знают стихотворения, пословицы, поговорки о Родине.
Дальнейшее развитие проекта.
Работу по данному вопросу следует расширять и укреплять, необходимо пополнить методическую базу, создать альбомы вместе с родителями для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной.
Как можно активнее вовлекать родителей в работу детского сада по данному вопросу, они могут помочь в сборе материалов по родному краю, воссоздание местных национально – культурных и трудовых традиций.
Использованная литература:
- «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Ю. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
- «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий». Ветохина А.Я, Дмитренко З.С –
- «ООО издательство» Детство- Пресс, 2011г.
- «Патриотическое воспитание дошкольников». Алешина Н.В. –
М.: Издательство ЦГЛ, 2009г
- «Занятия по развитию речи». Гербова В.В — М.: Просвещение, 2014г.
- «Народное искусство в воспитании детей». М.: Российское педагогическое агентство», 2000г.
- «Народные праздники». Рякина И.В. -Екатеринбург: издательство Возякова, 2002г.
- «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» -М.: Сфера, 2004г.
- «Родные сказки: Нравственно- патриотическое воспитание» -М.: Прометей, 2003г.
- «Русские пословицы и поговорки» Аникина В.П. — М.: Сфера, 2012г.
- «Народная культура кубанских казаков» Вакуленко. Е.Г. -Краснодар. Традиция, 2009г.
- «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» Захарова М.А, Костина Е.В. -М.: Школьная пресса, 2010г.
- «Русская народная игрушка» Дайн Г.Л. — М.: Малыш, 2001г.
- «Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет» Косарева В.Н. – Волгоград: Учитель, 2012.
|