МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Теремок».
Почекунина Екатерина Ивановна, воспитатель старшей и подготовительной группы
Весной 2012 года в нашем детском саду был заложен мини-парк хвойных деревьев, на тот момент велась совместная работа с «Национальным парком Алханай». Целью создания мини-парка являлись те положения, что вечнозеленые растения украшают детский сад круглый год, нет обязательной необходимости корректировать формы крон при помощи подрезки, поскольку у хвойных они сами по себе разнообразны и совершенны, хвоя насыщает мини-парк ароматом, который приятен и полезен абсолютно для всех. А также мини-парк можно использовать в педагогическом процессе, в проектной деятельности, в работе с детьми и родителями.
В настоящее время происходят изменения в образовательном процессе детского сада, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основополагающим принципом ФГОС является поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас. Актуальными становятся такие виды деятельности, как познавательная и исследовательская, возрастает роль творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Все эти принципы отвечают проблемам изучения природы, задачам экологического воспитания. Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильного отношения детей к природе, огромный потенциал их всестороннего развития. Экологические знания, полученные в детстве, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Именно в дошкольном возрасте, ребёнок впервые приобщается к миру природы, поэтому необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Познавать и любить природу невозможно только по картинкам и иллюстрациям. Изучать ее лучше в процессе исследовательской деятельности. На основании этих проблем мы и решили реализовать идею экологического проекта. Реализация проекта предусматривает интегрированный подход в воспитании у детей основ экологической культуры через различные виды деятельности: познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, музыкально-художественную, двигательную деятельность, наблюдения с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому, логическим продолжением работы стала разработка проекта на тему: «Хвойные деревья в нашем мини-парке». Ознакомление с хвойными деревьями в мини-парке является одним из способов развития экологической культуры дошкольников. Целью данного проекта является: повышение экологической культуры, экологического сознания и мышления детей дошкольного возраста. Реализация проекта позволит сформировать единую систему становления нравственных качеств личности дошкольника посредством экологического воспитания и разработать, оформить дидактический материал по экологическому воспитанию (конспекты непосредственно образовательной деятельности, развлечений, консультаций, дидактические игры, пособия), развить познавательно-исследовательский интерес к природе, воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Механизм реализации проекта предполагает проведение следующих видов работ с детьми: воспитывать любовь к природе у детей, чтение художественной литературы, наблюдения, проведение опытов, познавательно-исследовательская деятельность, оформление альбома «Хвойные деревья», презентация экологической сказки. Во время прогулок дети играют, трудятся вместе со взрослыми. На участке оборудованы скворечники для птиц, которые изготовили дети с родителями. В течение круглого года дети ведут наблюдения за птицами и подкармливают их. В сельской местности дети с рождения живут и воспитываются среди природы, что ведет к развитию у них наблюдательности за растительным и животным миром. В процессе наблюдения у ребенка возникает много вопросов, связанных с выяснением причин и сущности тех или иных явлений, отсюда развивается пытливость и любознательность, способность удивляться. Опыт работы с детьми показывает, что умственное развитие человека зависит в большей степени от того, насколько сильно и тонко развито в детстве чувство удивления. Все то, что создано, это есть создание условий для того, чтобы дети овладевали средствами и способами познания и описания окружающей действительности. Доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная (сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком) в мини-парке, позволяет приобрести опыт гуманного взаимодействия с природой. Мы считаем, что в данной деятельности у ребенка можно сформировать такие качества, как наблюдательность, любознательность, самостоятельность, инициативность. В процессе накопления знаний о хвойных деревьях, формирования познавательно- исследовательского интереса, будет развиваться ценностное отношение к природе, чувство любви к природе родного края. Такой подход будет способствовать целостному развитию личности дошкольника. В процессе организации такой деятельности, естественно произойдут изменения, преобразования в образовательном процессе ДОУ. Они коснутся, прежде всего, содержания знаний о природе родного края, в зависимости от возраста детей, подходов к проектированию пространственной предметно-развивающей, экологической среды детского сада, учебного плана, форм организации обучения (экскурсии, экологические праздники, досуги, самостоятельная деятельность дошкольников в природе, труд). Познавательное развитие детей мы хотим осуществлять на природоведческом материале, в процессе ознакомления детей с породами хвойных деревьев, которые произрастают именно на территории детского сада. Данная технология будет способствовать развитию детско-взрослого сообщества, где дети приобретают бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, а также вступают в новый тип отношений с педагогами, родителями и сверстниками.
|