Рыжова Татьяна Геннадьевна Учитель-логопед первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 59» комбинированного вида г.Новокузнецк
Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация»
Цель: пересказ сказки К. Ушинский «Спор деревьев».
Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ сказки К. Ушинский «Спор деревьев»; активизировать и обогащать словарь по теме «Деревья»; согласовать существительные мн.ч.; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
Коррекционно-развивающие цели: развивать диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.
Оборудование: панно, картинка, текст сказки К. Ушинский «Спор деревьев»
Предварительная работа: сбор листьев и составление из них композиций.
Организационный момент:
Интеллектуальная разминка.
Логопед. Ребята отгадайте загадки.
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)
Круглое, румяное, яблоко Оно растет на ветке. У этой детки. (Яблоня)
Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ... (Сосна)
Логопед. Ребята, молодцы. А теперь внимательно слушайте рассказ К. Ушинский «Спор деревьев».
Первичное чтение рассказа
Содержательный анализ текста
Логопед. Кто стал спорить?
Логопед. О чем спорили деревья?
Логопед. Какое дерево первым говорило?
Логопед. Кто всем деревьям царь? Почему?
Логопед. Какое дерево услышало слова дуба?
Логопед. Что яблонька сказала дубу?
Логопед. Кто услышал слова яблони?
Логопед. Чем хвасталась сосна?
Логопед. Что яблонька сказала дубу?
Закрепление навыков грамматически
правильного оформления высказывания.
«Один – много»
Дерево – деревьев;
Дуб – дубов;
Царь – царей;
Корень – корней;
Верхушка – верхушек;
Лист – листьев;
Сук – сучьев;
Буря – бурь;
Гроза – грозы;
Яблоня – яблонь;
Желудь – желудей;
Свинья – свиней;
Яблоко– яблок;
Стол – столы;
Сосна – сосен;
Зима – зим;
Колючка – колючек;
Печка– печек;
Изба – изб.
«Подбери родственное слово»
Дерево – деревце, деревянный;
Дуб – дубовый, дубинушка;
Царь – царский, царевич;
Корень – коренной, корявый;
Верхушка – верх, вершки;
Лист – листья, листва;
Сук – сучья, сучки;
Гроза – грозный, грозовой;
Яблоня – яблочный, яблонька;
Сосна – сосновый, сосновая;
Колючка – колючки, колит.
Развитие общей моторики, координации
речи, темпа и ритма движения
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Повторное чтение с установкой на запоминание
с использованием опорной картинки
Пересказ детьми рассказа с использованием панно
Логопед просит детей пересказать рассказ по опорной картинке на панно. Рассказ пересказывают 2-3 ребенка.
Игра «Что лишнее, чего не стало?»
Логопед. Посмотрите внимательно на панно и постарайтесь запомнить предметы, находящиеся на нём.
Логопед листом бумаги закрывает часть картинки и спрашивает детей о предметах, которые там находятся.
Дети. Стоял дуб.
Дети. Рядом с дубом росла яблоня и сосна др.
Подведение итогов
Логопед. Ребята, что нового сегодня вы узнали?
Дети. Все деревья нам нужны?
Логопед. Для чего нам нужен дуб?
Логопед. Для чего нам нужна яблоня?
Логопед. Для чего нам нужна сосна?
|