Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №84 «Одуванчик» Дмитриева Валентина Николаевна
Цель: способствовать развитию личности каждого ребенка, улучшению самочувствия
Задачи:
- Снятие эмоционально – психического и телесного напряжения.
- Способствовать преодолению чувства тревоги и избавление от него.
- Развитие навыков общения со сверстниками
- Развитие умения выражать свои чувства
Длительность занятия-30-35 минут
Участники: 10-12 детей
Возраст: 5-6 лет
Обсуждение правил в группе:
- Доброжелательное, уважительное отношение друг к другу
- Общение по принципу «здесь и теперь» — обсуждаем все то, что происходит в группе
- Активное участие каждого ребенка в каждом задании, упражнении
- Называем друг друга по имени
- Не стесняемся выражать свои чувства, высказывать мысли
- Когда кто-то будет высказываться, внимательно слушаем, не перебиваем
Обсуждение ритуалов:
- «ритуал приветствия» — сесть на стульчики, встать, поклониться, громко сказать «привет»
- «ритуал прощания» — помахали друг другу руками, сказав «До свидания»
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
-Приветствие ведущего
Рассказ о тренинге
Что такое тренинг
На что направлен тренинг
Упражнение №1 «Имя»
Цель: знакомство детей
Задание: дети сидят в кругу за столами. Перед ними бумага и карандаши. Необходимо каждому ребенку подумать о том, как бы он хотел, чтоб его называли в группе. Нарисовать любимую игрушку.
- после выполнения задания идет обсуждение всех рисунков и назвать свое имя каждому ребенку.
Рефлексия: понравилось ли вам упражнение?
Упражнение №2 «Найди пару»
Цель: снятие напряжения в группе
Задание: детям раздаются цветные шарики, звучит музыка, дети свободно передвигаются по ковру. После того, как музыка останавливается, каждый ребенок должен найти сверстника с таким же шариком (сходство по цвету).
-Какое настроение у вас сейчас?
Упражнение №3 «Осенний коллаж»
Цель: Сплочение коллектива
Задание: на ковре лежит ватман с осенним фоном и осенние листья, вырезанные из цветного картона. Ребята выбирают себе листочек и приклеивают на ватман все вместе.
-Понравилось ли вам коллективное задание?
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение №1 «Тропинка» (телесно – ориентированная игра)
Цель: Учить детей ориентироваться в ситуации, управлять своими движениями.
Все дети выстраиваются друг за другом и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья.
Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!
Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
-Рефлексия: Какое у вас настроение сейчас?
Упражнение №2 «Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Упражнение № 3 «Ассоциации с игрушкой»
Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.
Ход упражнения.
Детям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.
Рефлексия: — Чей рассказ вам больше понравился?
-Возникали ли какие — то трудности?
Упражнение № 4 «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление тревожности, преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения
Детям предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Ребята по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего детям предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Упражнение №1 «Ласковые слова»
Цель: развитие доброжелательности, создание позитивного настроения
Вспомните и расскажите, какими ласковыми словами вы называете своих родных, близких, знакомых.
Задумайтесь, в каких случаях вы это делаете чаще?
Когда вам что-то потребуется и вы обращаетесь с просьбой к этому человеку?
Или когда у вас хорошее настроение?
Часто ли вы делаете это?
Если нет, то почему?
Что мешает вам проявлять теплые чувства по отношению к родным?
Что вы испытываете, когда называете людей ласковыми именами?
А люди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше ласковое обращение?
Упражнение №2 «Ваши пожелания»
Цель: развитие эмоциональной сферы, речи, уважительного отношения к другим людям.
Задание: каждый ребенок высказывает свои пожелания в адрес соседа по кругу.
Рефлексия по пройденному тренингу
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Что нового узнали?
- Хотите ли еще прийти на тренинг?
-опрос детей о настроении
Ритуал прощания.
|