Ефимова Юлия Владимировна, педагог-психолог МБДОУ д/с №52 «Белочка», Республика Саха (Якутия) г. Якутск
Участники: педагоги.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи: развить коммуникативные умения и навыки, уважительное отношение друг к другу; расширить знания о синдроме эмоционального выгорания; снять эмоциональное напряжение; развить уверенность в себе; сформировать навыки самопознания и саморазвития личности.
Материалы и оборудование: аудиозаписи классической музыки; листы А4; ватман; стикеры разной формы; клей; раздаточные материалы к упражнениям.
Продолжительность: 1,5 часа.
Место проведения: спортивный зал.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на занятии. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться.
Мы испытываем стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагоги должны постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В работе возникают неожиданные ситуации с родителями и детьми, которые нарушают наше эмоциональное равновесие. Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться.
К стрессу могут привести проблемы в семье, а также социально-экономическая незащищенность педагога. Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение.
Упражнение «Здравствуйте»
Участники хаотично ходят по залу. Ведущий предлагает ребятам поздороваться определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия (упражнение проводится под музыку соответствующей каждой стране).
Варианты приветствий:
в России принято пожимать друг другу руку;
в Италии – горячо обниматься;
В Японии — легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам;
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Африке – трутся спинами.
Игра «5 героев сказок»
Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.
Материалы: ручки, листы бумаги.
Напишите 5 героев сказок:
- – я в обществе
- на своей любимой работе
- такое лицо я приобретаю когда прихожу домой
- вы со своей половиной
5-ваше тайное Я
Упражнение «Ассоциации»
Для упражнения подготовьте карточки с вопросами.
Примеры вопросов:
- на какое время года похож ваш коллега?
- на какой месяц?
- на какой плод, ягоду?
- на какую птицу?
- на какое домашнее животное?
- на какой камень?
- на какой цвет?
- на какое насекомое?
- на какой предмет?
- на какой цветок?
- на какую рыбку?
- на какое дерево?
- на какой фрукт?
- на какой овощ?
- на какую игрушку?
- на какую погоду?
- на какое природное явление?
- На какой напиток?
- На какой водоем?
- На какую планету?
- На какое дикое животное?
- На какой продукт (еду)?
- На какую мебель?
Раздайте карточки с вопросами педагогам. Попросите подобрать ассоциации для каждого участника по кругу. Продолжайте упражнение, пока все педагоги не ответят на вопросы.
Упражнение «Плюс-минус». (10 минут)
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.
Задачи:
- Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности.
- Сплочение группы.
Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.
Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается по-очереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.
Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.
Упражнение «Стиральная машинка»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: участники семинара выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.
Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке «шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.» и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: «деликатная стирка», «интенсивная стирка», «сильное загрязнение», «полоскание» и др.
«Нуждающийся в стирке» проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки.
В роли нуждающегося в стирке, выступают все желающие.
Упражнение «Посещение зоопарка»
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера). [1]
Упражнение «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Педагогам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.
- «Пришло время действовать!»
- «Пришло время закончить старое и начать новое»
- «Слушайте каждого. Идеи приходят отовсюду»
- «Сосредоточьтесь на семье и гармонии с окружающим миром»
- «Теперь настало время попробовать что-то новое»
- «Терпение! Вы почти у цели»
- «Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает вашему развитию, загляните внутрь себя»
- «Помните, что истинное партнерство может существовать только между цельными личностями»
- «Будьте внимательны к подсказкам судьбы».
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.
Список использованной литературы:
- Гатина О. Практикум «Психоэмоциональная разгрузка и саморегуляция педагога» / Справочник-педагога психолога. Детский сад. – 2017. — №5. – С.28-35.
- Дубинская Е. Тренинг, на котором педагоги научатся справляться со стрессом» / Справочник-педагога психолога. Детский сад. – 2018. — №4. – С.60-69.
- Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. / Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2014.
|