- Федькина Ирина Александровна
- Юсипова Ольга Александровна
Воспитатели ГБОУ Школа № 1241 на "Красной Пресне" г. Москва
Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Задачи:
- Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
- Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
- Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).
- Активизировать словарь ( «ложкари», «ложечник», «баклуша» и др.)
- Учить детей отгадывать загадки.
- Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.
- Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
- Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
- Познакомить с пословицами о ложке.
Скачать конспект
Скачать видео
Воспитатель:
Колокольчик, мой дружок, Собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).
Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!
Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать:
Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот. Что это? (Ложка)
Ложки расписные, красивые, резные! Ой, ребята, а где же ложки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Воспитатель: произошло чрезвычайное происшествие – кто – то забрал все деревянные ложки.
Воспитатель: Ребята, нужна помощь. Где же нам их отыскать?
Дети: Надо их поискать. Узнать, кто их брал.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда и когда появилась на свет ложка?
Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое, в гости к мастерам, может быть они нам помогут?
Воспитатель: Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам.
Приведи ты нас, клубочек, в город к русским мастерам.
Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает Семен- ложкарь.
Семён- ложкарь (поёт):
Я на камушке сижу, И топор в руках держу. Ай, ли, ай, люли, Я топор в руках держу.
Я топор в руках держу, Я баклушечки тешу. Ай, ли, ай, люли, Я баклушечки тешу.
Я баклушечки тешу. Из них ложечки творю. Ай, ли, ай, люли, Из них ложечки творю.
Воспитатель: Здравствуй, хозяин, здравствуй, боярин, встречай гостей со всех волостей.
Семен: Здравствуйте, гости желанные.
Я Семен- ложкарь, вырезаю ложки, всяких понемножку.
Подходите ближе, подходите, на уменье наше посмотрите (мини — музей ложек).
Воспитатель: Видно, что человек ты веселый, да умелый. Мастер настоящий. Нам с ребятами интересно узнать, как это ты ложки делаешь? Что такое баклушечки и как из них ложки получаются. Что значит «баклушечки тешу»?
Семен: Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.
Слава нашей стороне, Слава русской земле. И про нашу старину, Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Устройтесь поудобнее И послушайте рассказ про ложку деревянную.
Семён- ложкарь рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.
- Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов, вытачивали из камня. (Слайд 1).
- Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони (Слайд 2).
Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (Слайд 3).
При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (Слайд 4).
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (Слайд 5).
Воспитатель: Вот какой дедушка Семён, настоящий мастер. (обращается к детям): Что можно сказать про Семёна- ложкаря? Как его можно назвать?
Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д.
Воспитатель: Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?
Семен: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды.
На экране куколки «на ложке» (Слайд 7)
А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари.
Воспитатель: Спасибо, дедушка Семён, за такой интересный рассказ.
Семен: Ребята, а что у вас- то случилось? Почему волшебный клубочек привел вас в город мастеров?
Дети: у нас кто – то забрал все деревянные ложки.
Воспитатель: Я несла детям чудо ложки деревянные, расписные, хохломские, будто солнцем налитые, а они у нас пропали. Ложки наши не видали?
Семен: Не видали. Но эта беда поправима, я вам помогу. Но вы должны выполнить задания. Готовы?
Дети: Да.
Семен: Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите.
Игра «Расскажи пословицу»
- Запасливый гость без ложки не ходит
- Ложка дегтя испортит бочку меда
- Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись
- Был бы обед, а ложка сыщется
Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;
Семен- ложкарь: Молодцы, сколько пословиц знаете.
- А сейчас я попрошу вас разгадать загадку. Узнать, что за предмет зашифрован? Садитесь за столы, возьмите листочки и карандаши, соедините цифры по порядку и у вас получится какой-то предмет.
Семён: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все правильно сделали.
А раз все правильно сделали, подарю-ка я вам свои свежевыструганные ложечки, с которыми сейчас и поиграем.
Наша ложка хоть куда, Ею можно без труда Кашу есть и в ложки бить. Подарю вам, так и быть!
Логоритмическое упражнение с ложками «Эту ложку другу передай».
Семён: И здесь все получилось. А сейчас очень трудное задание. Я вам покажу карту- схему, а вы соберете из ложек такую же картинку.
Моделирование из ложек, дети и ложек делают снежинку, звездочку и т.д.
Семён: Ложки резали умельцы Из берёзы и ольхи Их любовно расписали Хохломские мужички!
-- Ребята, а вы хотите, чтоб ваши ложки стали такими же красивыми? Тогда давайте подойдем к столам и украсим ложки.
(звучит музыка, дети работают)
Семен ложкарь: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи.
Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».
Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов.
Хохлома, Хохлома – Наше чудо дивное Мы рисуем Хохлому Красоту невиданной.
Резные ложки и ковши, Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Удивительной красы.
Блестят они, как золотые, Как будто солнцем залитые. Все листочки, как листочки. Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди Называют – Хохломой.
По окончании работы дети подняли ложки вверх.
Семён: Золотая хохлома Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые!
1 Ребёнок: Деревянной ложкой есть Просто наслаждение, Славим прадеда Семёна За изобретение.
2 Ребёнок: Расписная, лёгкая- Нет её нужней, В ней и щи отменные, И кисель вкусней.
Воспитатель: Время быстро пролетело. Жаль нам, честно говоря. Не забудьте эту встречу. И спасибо ложкарям.
Воспитатель: Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.
Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад..
(Дети змейкой идут по залу)
Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях у Семена ложкаря?
Дети: Да
- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?
А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. Или мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!
Занятие наше окончено. Давайте скажем всем до свидания.
Приложение:
1. Падают с неба мягкие льдинки, Это пушистые чудо снежинки.
2. На нем люди отправляются в полет, Похож на птицу самолет.
3. На небе ночном мы видим тебя Лучистая, яркая светит звезда.
|