Федькина Ирина Александровна, Юсипова Ольга Александровна. Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».

Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».

  • Федькина Ирина Александровна
  • Юсипова Ольга Александровна

Воспитатели ГБОУ Школа № 1241 на "Красной Пресне" г. Москва

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
  • Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).
  • Активизировать словарь ( «ложкари», «ложечник», «баклуша» и др.)
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.
  • Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
  • Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
  • Познакомить с пословицами о ложке.

Скачать конспект

Скачать видео

Воспитатель:

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать:

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот. Что это? (Ложка)

Ложки расписные, красивые, резные!
Ой, ребята, а где же ложки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Воспитатель: произошло чрезвычайное происшествие – кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Ребята, нужна помощь. Где же нам их отыскать?

Дети: Надо их поискать. Узнать, кто их брал.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда и когда появилась на свет ложка?

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое, в гости к мастерам, может быть они нам помогут?

Воспитатель: Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает Семен- ложкарь.

Семён- ложкарь (поёт):

Я на камушке сижу,
И топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
Я баклушечки тешу.
Ай, ли, ай, люли,
Я баклушечки тешу.

Я баклушечки тешу.
Из них ложечки творю.
Ай, ли, ай, люли,
Из них ложечки творю.

Воспитатель: Здравствуй, хозяин, здравствуй, боярин, встречай гостей со всех волостей.

Семен: Здравствуйте, гости желанные.

Я Семен- ложкарь, вырезаю ложки, всяких понемножку.

Подходите ближе, подходите, на уменье наше посмотрите (мини — музей ложек).

Воспитатель: Видно, что человек ты веселый, да умелый. Мастер настоящий. Нам с ребятами интересно узнать, как это ты ложки делаешь? Что такое баклушечки и как из них ложки получаются. Что значит «баклушечки тешу»?

Семен: Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Устройтесь поудобнее
И послушайте рассказ про ложку деревянную.

Семён- ложкарь рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.

  1. Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов, вытачивали из камня. (Слайд 1).
  2. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони (Слайд 2).

Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (Слайд 3).

При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (Слайд 4).

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (Слайд 5).

Воспитатель: Вот какой дедушка Семён, настоящий мастер. (обращается к детям): Что можно сказать про Семёна- ложкаря? Как его можно назвать?

Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д.

Воспитатель: Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?

Семен: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды.

На экране куколки «на ложке» (Слайд 7)

А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари.

Воспитатель: Спасибо, дедушка Семён, за такой интересный рассказ.

Семен: Ребята, а что у вас- то случилось? Почему волшебный клубочек привел вас в город мастеров?

Дети: у нас кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Я несла детям чудо ложки деревянные, расписные, хохломские, будто солнцем налитые, а они у нас пропали. Ложки наши не видали?

Семен: Не видали. Но эта беда поправима, я вам помогу. Но вы должны выполнить задания. Готовы?

Дети: Да.

Семен: Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите.

Игра «Расскажи пословицу»

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Ложка дегтя испортит бочку меда
  • Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись
  • Был бы обед, а ложка сыщется

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Семен- ложкарь: Молодцы, сколько пословиц знаете.

- А сейчас я попрошу вас разгадать загадку. Узнать, что за предмет зашифрован? Садитесь за столы, возьмите листочки и карандаши, соедините цифры по порядку и у вас получится какой-то предмет.

Семён: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все правильно сделали.

А раз все правильно сделали, подарю-ка я вам свои свежевыструганные ложечки, с которыми сейчас и поиграем.

Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!

Логоритмическое упражнение с ложками «Эту ложку другу передай».

Семён: И здесь все получилось. А сейчас очень трудное задание. Я вам покажу карту- схему, а вы соберете из ложек такую же картинку.

Моделирование из ложек, дети и ложек делают снежинку, звездочку и т.д.

Семён: Ложки резали умельцы
Из берёзы и ольхи
Их любовно расписали
Хохломские мужички!

-- Ребята, а вы хотите, чтоб ваши ложки стали такими же красивыми? Тогда давайте подойдем к столам и украсим ложки.

(звучит музыка, дети работают)

Семен ложкарь: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи.

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов.

Хохлома, Хохлома –
Наше чудо дивное
Мы рисуем Хохлому
Красоту невиданной.

Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки.
Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди
Называют – Хохломой.

По окончании работы дети подняли ложки вверх.

Семён: Золотая хохлома
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

1 Ребёнок: Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семёна
За изобретение.

2 Ребёнок: Расписная, лёгкая-
Нет её нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.

Воспитатель: Время быстро пролетело.
Жаль нам, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям.

Воспитатель: Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад..

(Дети змейкой идут по залу)

Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях у Семена ложкаря?

Дети: Да

- Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. Или мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!

Занятие наше окончено. Давайте скажем всем до свидания.

Приложение:

1. Падают с неба мягкие льдинки,
Это пушистые чудо снежинки.

2. На нем люди отправляются в полет,
Похож на птицу самолет.

3. На небе ночном мы видим тебя
Лучистая, яркая светит звезда.

Просмотров: 700
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Парсова Наталья Александровна. Проект мини — музея «Деревянные ложки»
  • Валова Валентина Васильевна. Конспект занятия «Хохломские ложки»
  • Татьяна Шереметьева. Правила столового этикета 'В гостях у чайной ложки'
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Чемерилова Оксана Владимировна. Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «История ложки»
  • Булатова Наталья Леонидовна. Методическая разработка для воспитателей занятие-исследование «Путешествие по реке времени» в средней группе «История ложки»
  • Белоусова Наталья Ильинична. Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет 'История ложки'
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Адамович Наталья Флавиановна. Литературно – музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Я вам не буду про войну…, я расскажу вам про весну…»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Главный Редактор. Вот что значит настоящий, верный друг
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь