Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжение изучения хохломской росписи – новой композиции с закругленной веткой и ягодами, соответствующей форме изделия.
Задачи:
- умение ввести в узор новые элементы – ягоды клубники, малины, крыжовника
- умение рисовать узоры на разных фонах – красном, черном и желтом
- умение самостоятельно подбирать краски для узора в соответствии с фоном изделия.
Оборудование:
Для педагога – несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники, малины, крыжовника.
Для детей – две или три ложки разного цвета: красные, черные и желтые; гуашь, мягкие кисточки, баночка для воды.
Ход занятия.
Педагог показывает детям хохломские ложки.
- Каким узором украшены ложки? Как вы узнали, что хохломским? Определите форму ложек (круглые или слегка овальные).
- Где расположен узор на ложке? Из чего состоит узор? (Из ветки с ягодами, листьями, мелкими цветками, завитками и травкой.)
Педагог вызывает к доске ребенка, предлагает ему провести рукой по ветке и сказать, какой она формы (закругленной).
- Почему хохломские художники украшают ложки закругленной веточкой? (Закругленная ветка соответствует круглой форме ложки.)
- Чем украшен край ложки? (Каймой.)
- Как раскрашена ручка? (Её нижний и верхний край другого цвета, чем середина.)
Затем педагог обращает внимание детей на то, что раньше они рисовали хохломские узоры только на черном фоне изделий. А сегодня у них разные по цвету ложки: черные, красные, желтые. В зависимости от цвета ложек дети должны сами найти краски для рисования каймы и узора. Педагог спрашивает двух-трех детей, какого цвета у них ложки, какими красками они нарисуют узор на красной ложке и какими – на желтой и черной.
- Сегодня вы будете рисовать узор с новыми элементами – ягодами малины, клубники, крыжовника. (Показывает детям таблицу с изображением этих ягод.)
- Где изображена клубника? Где малина? Где крыжовник? Как вы узнали? Хохломские художники по-разному рисуют одни и те же ягоды. (Все остальные элементы в узоре детям знакомы – листья, завитки, травка.)
Физкультминутка.
Утром рано в лес пойдем, (ходьба на месте)
И клубнички наберем, (наклоны вперед)
И малинку, и крыжовник (наклоны в сторону)
В кузовочек соберем. (приседание)
И с хорошим настроеньем (ходьба на месте)
Сварим вкусное варенье, (круговые движения руками, мешаем ложкой)
Ложки в руки мы возьмем, (как-бы берем ложки)
И с вареньем чай попьем (пьем чай и садимся на место)
Практическая работа.
Далее педагог спрашивает, с чего надо начать рисовать (с каймы). В ходе работы задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора. Советует на второй и третьей ложках рисовать узоры с другими ягодами. Напоминает, что на хохломских узорах ягоды и листья часто расположены по три рядом. Дети приступают к самостоятельной работе. Педагог проходит по рядам и проверяет правильность выполнения рисунка на ложках, подсказывает, как исправить ошибки.
Итог занятия.
В конце занятия педагог предлагает, чтобы каждый ребенок сам выбрал лучшую из своих двух-трех ложек, показал её всем и рассказал о ней: какого она цвета, какими красками нарисован узор, какие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта ложка лучше других его изделий (самоанализ).
Самые красивые ложки, выбранные детьми, вешают на доску.
|