Цель: способствовать развитию умения создавать панорамную картину в соответствии с замыслом,
Интеграция:
ОО «Познание»: обобщить представления детей о жизни животных в осеннее-зимний период, об их повадках и особенностях поведения.
ОО «Художественное творчество»: формировать умение создавать панорамную картину в соответствии с замыслом, передавать среду обитания (лес с изображением деревьев разных пород, кусты, дупло, берлогу и т. д.) при помощи красок, бросового и природного материала.
ОО «Коммуникация»: Формировать навыки монологической речи, умения составлять связный рассказ, выслушивать высказывания товарищей, дополнять их.
Материал: фонограмма со звуками леса, набор картин с изображением животных, листы для рисования, изобразительные материалы (восковые мелки, гуашевые краски), палитры,
салфетки, кисти беличьи, жесткие щетинные, природный и бросовый материал, клей, ножницы, вылепленные животные, лист картона для создания панорамы.
Примерный ход:
1. Организационная часть. Ситуативный разговор о животных.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес и встретимся с его обитателями – дикими животными. Загадывает загадку:
У кого берлоги нет, Не нужна ему нора, От врагов спасают ноги, А от голода – кора? (Заяц)
Воспитатель: «Расскажите, как подготовился к зиме заяц: как он спасается от врагов. Есть ли у него дом и чем он питается.» (Дети отвечают на поставленные вопросы, затем воспитатель обобщает их ответы:
К зиме заяц постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. Норы у зайца нет. Зимним днем он обычно спит в в снежной ямке А ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев.)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Хитрая плутовка – рыжая воровка В лесу первая краса, Догадались, кто? (Лиса)
Воспитатель: «Что вы можете рассказать о лисе?» (Ответы детей).
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет пушистым хвостиком нос и, чтобы не замерз, и спит.
Лиса очень ловкий и хищный зверек. У нее хороший слух Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь, она быстро раскапывает снег и хватает добычу.
Следующая загадка:
Трещат кусты под лапою Под лапою мохнатою, Дом ищу себе в лесу, Крепко выспаться хочу. (Медведь)
Воспитатель: «Расскажите, как подготавливается к зиме медведь».
Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Перед спячкой медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды, ягоды, мед. Рыбу, не брезгует павшими животными. Зимой у медведицы появляются медвежата, совсем крошечные, величиной с рукавичку. Медведь спит в берлоге пять месяцев. Все это время он обходится без пищи.
Воспитатель: «Молодцы, много вы рассказали о животных, а теперь вот вам загадка потруднее: попробуйте угадать. О каком животном идет речь в рассказе? (Читает рассказ
«Иду я по лесу и думаю: «Мухоловка ест мух, осоед –ос, скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты». И вдруг слышу с елки кто- то мне тоненьким голоском кричит:
- Я ем жучков. Угадай, кто я…
- Ну, тогда ты дятел- жукоед.
- А еще я грызу сброшенные оленьи рога, если нахожу.
- Тогда ты грызун
- Еще люблю рыбу. А летом птичьи яйца из гнезд таскаю.
- Наверно, ты – куница
- Не говори мне про куницу – она – мой злейший враг. А еще я ем орехи и грибы, листья и ягоды
- Ну. тогда ты свинья какая –то всеядная, которая по ошибке на дерево забралась.
И тут еловые лапы раздвинулись, и показалась… как вы думаете кто? (Дети называют животных) –белка.
- Не
Воспитатель: «Что нового вы узнали о белке из рассказа? Что вы можете рассказать о том, как белка подготовилась к зиме?»
У белки домик –дупло. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло, бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. В отдельном месте лежат беличьи припасы, но много орехов, грибов закопала белка в «лесных кладовых» под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие звери.
Физминутка «Прогулка в зимнем лесу»
Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес (маршируют на месте, разводят руки в стороны)
Справа – березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит (повороты вправо – влево)
Снежинки в небе кружаться, на землю красиво ложаться (кружаться, приседают)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал (прыгают) Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (двигают руками.) Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (приседают) Лишь медведь в берлоге спит, сладко носиком сопит (закрывают глаза)
Прилетели снегири, как красивы они (имитируют взмахи крыльями) В лесу красота и покой, а нам уж пора домой (садятся на места)
2. Основная часть. Обобщение ответов детей. Создание макета «Панорама леса»
Воспитатель: Холодно зверям! Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, чтобы ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами. Медведи спят в берлогах. Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые орехи, и в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубком и укрывшись пушистым хвостом. Лиса ищет мышиные норки, выслеживает мышей, выгоняет их из нор.
Бродит по лесу злой и голодный волк. Только все звери попрятались в норы, зарылись в снег, трудно волку отыскать добычу. Но, несмотря на трудности, звери выживают в лесу.
Предлагаю вам сегодня сделать панораму зимнего леса и заселить его животными, о которых мы говорили.
Дети выбирают материал для изготовления макета и выполняют коллективную работу по изготовлению макета. Затем «заселяют» лес слепленными ранее животными.
3. Итог занятия:
Воспитатель: «Какой у нас дремучий лес получился:
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои. (С. Погореловский)
|