Жеребцова Татьяна Николаевна. Основные направления работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников

Основные направления работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников

Жеребцова Т.Н.

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Перед педагогами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.

Работа по экологическому воспитанию велась по следующим направлениям:

  • работа с педагогическим коллективом
  • работа с воспитанниками
  • взаимодействие с семьями
  • взаимодействие с социальными партнерами.

Формирование экологической культуры – это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе, являющейся важной, необходимой составляющей воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями, введением федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Скачать конспект

В образовательной программе ДОУ решаются задачи познавательно-экологической направленности в различных областях. В образовательной области «социально-коммуникативное развитие» решаются задачи трудового воспитания, формирования основ безопасности (безопасное поведение в природе).

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

  • формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
  • развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды
  • воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы.

В комплексно-тематическое планирование ДОУ включены темы, которые формируют у дошкольников представления о мире природы, временах года: «Я в мире природы», «Во саду, ли в огороде», «Осень в гости к нам пришла», «Домашнее подворье», «Дикие животные», «Кто как зимует», «Птицы в гости к нам летят», «Зеленая страница», «Пробуждение природы», «Наша планета – Земля», «Воздух, почва и вода всем нужны всегда». Таким образом в течение всего года планируется работа по ознакомлению с природой, экологическому воспитанию дошкольников.

Программа «Наш дом-Южный Урал» по региональному компоненту предусматривает систематизацию материала для развития у дошкольников познавательной и деятельной активности к прошлому и настоящему села, нашего края; формирования представлений о семье, доме, улице, экологической культуре; приобщения к истокам народного творчества; воспитания чувства гордости за своих земляков-тружеников, известных людей; развития патриотических чувств к родному поселку, Отечеству.

Тематический блок программы «Природа» решает следующие задачи: формировать экологическую культуру у детей: расширить, обобщить и систематизировать знания детей о родном крае. Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу, бережно относиться к ней, преобразовывать и приумножать её.

Решение программных задач осуществлялось в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

В ДОУ проводились просмотры открытых мероприятий по теме экологии – НОД, прогулки, экскурсии, праздники. Мной демонстрировались разнообразные приемы и методы организации деятельности с детьми, показывая многоплановую работу, достижения воспитанников. Открытые показы помогают проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Проведены открытые НОД «Путешествие в осенний лес»,» Зимний пейзаж» по изо,» Секреты времени года».

Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе позволяет расширить её возможности путем иллюстрирования текста при помощи презентации, показа схем, таблиц на большом экране. Ресурсы Интернет используются при подготовке к НОД, в проектной деятельности, изготовления дидактических пособий (игры по экологии, картотеки наблюдений, опытов, лэпбуки.

В подготовительной группе на участке создана «Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений). При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды.

Уголок природы стал не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ними, ухаживать и заботиться. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать. В Уголке природы размещены календарь природы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции, природный материал (перья птиц, кора деревьев, камни, семена, шишки, желуди). Для проведения простейших опытов, наблюдений собран материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т.д.).

Уголки природы позволяют:

  • наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
  • вести календари погоды;
  • вести дневники наблюдений;
  • рассматривать картины и иллюстрации о природе;
  • играть в дидактические игры о природе;
  • делать поделки из природного материала;
  • ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»

в средней группе созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и экспериментировать:

  • со льдом, водой, снегом;
  • магнитом, стеклом, резиной;
  • с землей, глиной, песком;
  • проращивание семян

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Для обогащения работы по региональному компоненту в ДОУ прошел конкурс фотографий «Край любимый и родной – нет тебя красивей!». Цель конкурса – формирование патриотических чувств и сознания воспитанников, воспитание любви и уважения к родному краю, ознакомление с уникальными природными объектами, растительным и животным миром Челябинской области. Лучшие фотографии были размешены на стенде детского сада «Край родной, навек любимый…»

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта через экологическое воспитание. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность, эмоциональное отношение).

Только в деятельности ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки.

Организуя непосредственно образовательную деятельность по экологическому воспитанию педагоги используют следующие формы работы с дошкольниками: экскурсии в природу, игры-путешествия, викторины, исследования, наблюдения, экспериментирование.

Мир природы дошкольники открывают через красочные альбомы, энциклопедии, открытки, мультимедийные презентации, видеофильмы. Совместно с родителями оформлена «Живая книга природы», каждая страница которой включает фантазию и творчество семьи. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что делает занятия запоминающимися для детей. В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дошкольники знакомятся с произведениями В. Бианки, М. Пришвина, Ю. Дмитриева, Н. Сладкова и др.

В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.

В своей работе с детьми использую такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал.

Экскурсия является наиболее эффективной деятельностью, вовлекающей детей во взаимодействие с окружающим миром и формирующей у них систему ценностных отношений, стараюсь обратить внимание детей на правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение к ней.

На прогулках провожу ежедневные наблюдения, используя стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, которые воспринимаются детьми с большим интересом, обогащают их словарный запас, развивают эстетические чувства. Объекты наблюдений — живая природа: растения и животные; неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи). С дошкольниками организуются подвижные игры природоведческого характера. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию ( «В лесу», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает», «Раз, два, три к дереву беги», «Солнышко и дождик», «Ветер и снежинки»).

Важнейшая форма работы с детьми — труд в природе. В процессе трудовой деятельности ребята имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда).

Показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Мною применяются следующие виды детского труда: хозяйственно-бытовой труд (уборка прогулочного участка) и труд в природе (в цветнике, на огороде). Ребята ощущают радость от совместной деятельности, проявляют активность, оказывают помощь товарищам, ценят труд детей и труд взрослых.

В летний период большое значение придаем оздоровлению дошкольников, следуя девизу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Прогулки летом наполняются оздоровительными элементами, в том числе играми с водой и песком. Игра с песком или песочная терапия – не только увлекательное занятие, это способ самовыражения своих эмоций и чувств, развития навыков самоконтроля и саморегуляции, способ развития тактильной чувствительности. Игры с песком развивают мышление, восприятие, память, сенсорное впечатление, мелкую моторику, успокаивают, снимают напряжение.

Игры с водой — одна из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и мелкой моторики, вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. На участке группы оборудован центр игр с водой. Играя с водой можно использовать и дыхательные упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата, укреплению мышц дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Организуя водные развлечения, игры воспитатели используют подручные материалы, нестандартные предметы и оборудование.

Всем известно, что игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе ( «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?», «Воздух, земля, вода»).

Экологические сказки — доступный способ довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Через экологические сказки воспитываем у дошкольников культуру поведения в природе и бережного отношения к живому.

Современная педагогическая наука предлагает инновационные технологии, выбор которой зависит от предметного содержания, целей деятельности, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. В своей работе стараюсь применять инновационные технологии — познавательно –исследовательскую и проектную деятельность для экологического воспитания дошкольников.

Основной целью познавательно-исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их ( «Почему лед не тонет?», «Водяная мельница», «Солнечные зайчики», «Растения и свет», «Пузырики – спасатели», «Как растения пьют воду?» и др.)

В работе с малышами применяю проектный метод. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.

С воспитанниками младшего возраста был реализован познавательно-творческий проект «Овощи, фрукты – полезные продукты», в ходе которого дети научились различать овощи и фрукты по характерным признакам, узнали об их пользе. Были проведены дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, драматизация сказок, чтение стихов, отгадывание загадок, выставка «Овощная корзинка». Для родителей подготовлены папки – передвижки, консультации.

«Столовая для птиц» — так назывался проект, реализованный с детьми и родителями во второй младшей группе. В ходе реализации проекта воспитатели закрепили знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, роли человека в жизни птиц. У дошкольников сформировалось заботливое отношение к птицам, желание их подкармливать, прививали любовь к природе.

В процессе реализации проекта «Витамины – наши друзья» дети узнали о полезных свойствах овощей, фруктов, ягод, какие витамины в них содержатся. Этому способствовали дидактические игры «Где спрятались витамины?», «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке», беседы, просмотр и обсуждение презентации «Что полезно нашему организму?». Была организована опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками – выращивание зелени на подоконнике. Рацион детей пополнился полезной зеленью, выращенной своими руками.

Проект «Цветочные фантазии на участке» помог детям второй младшей группы узнать много нового о цветах – как они растут и размножаются, что нужно для их роста. С дошкольниками были проведены наблюдения, беседы, игры природоведческого содержания, организована трудовая деятельность по посадке, уходу за растениями. Малыши стали заботливыми хозяевами своих зеленых питомцев.

Дети младшего дошкольного возраста через проект «Домашнее подворье» расширили представления о домашних животных и их детенышах, какую пользу они приносят и как человек заботится о них. В ходе проекта дети занимались художественным творчеством, читали художественную литературу, заучивали стихотворения и потешки.

Участники проекта «Лето -чудная пора» расширили представления о данном времени года. У дошкольников воспитывалось бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней. Всю красоту лета ребята отразили в своих творческих работах – рисунках, аппликациях, поделках.

Таким образом, знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющийся системе знаний об окружающем мире.

Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной творческой деятельности.

Наблюдения за природой в разное время года способствовали созданию ярких, неповторимых образов в рисунках, аппликациях, поделках. В детском саду организуются выставки совместного творчества детей и родителей «Природы чудные мгновенья», «Зимушка хрустальная», «Осенние зарисовки», «Чудесные превращения фруктов и овощей». Дары природы – овощи, фрукты, шишки, семена, желуди, разноцветные листья — прекрасный материал для творчества. Родители вместе с детьми поистине творили чудеса: тыква в умелых руках превращалась в карету, кабачок — в сказочный корабль, баклажаны в забавных пингвинов, а букеты цветов радовали глаз многообразием красок и идей. Создана «Живая книга природы». Родители и дети совместно проявили фантазию и воображение.

Праздники и развлечения — яркие, запоминающиеся события в жизни ребенка. Большая часть из них приурочена к разным временам года «Осенние посиделки», «Солнышко-ведрышко», «Зимний хоровод», «День птиц», «Лето красное пришло». Народные праздники и развлечения «Масленица», «Троица», «Яблочный спас» приобщают детей к богатствам родной культуры, знакомят с народными культурными традициями. Совместно с музыкальным руководителем разрабатываем интересные сценарии, в которые включаем песни, загадки, стихотворения, танцы, игры, конкурсы.

Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира.

В современных условиях взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью всего учебно-воспитательного процесса. В нашем детском саду мы используем следующие формы работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников:

-родительские собрания

-консультации, беседы экологической направленности: «Не причиняя вреда природе» (правила поведения в природе), «Пусть цветут цветы!» (познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь), «Собирайся ягодка в кузовок» (поговорить о ягодах нашего края, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана), «Птицы на кормушке» (познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить), «Лес – наше богатство» (роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу), «Осторожно — ядовитые растения» (познакомить с ними, каковы правила обращения с ними)

-размещение информации на стендах в родительских уголках (памятки, буклеты, правила в природе)

-Анкетирование, проведение опросов с целью выявления экологической компетентности родителей.

-Активное участие в праздниках, развлечениях.

-совместные субботники. Эти субботники проходят как в весенне-летний, так и в осенне-зимний период. Совместными усилиями взрослых и детей выращивается рассада цветов для клумб и цветников. Помощь родителей заключается в выполнении работ на территории детского сада. Это разбивка цветников, посадка цветов, пополнение участков декоративными насаждениями, участие в субботниках по уборке территории дошкольного учреждения.

-Проектная и исследовательская деятельность. Родители, принимающие участие в проектной и исследовательской деятельности получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы; смогли реализовать свои творческие способности.

Находясь на самоизоляции мы дома не скучали, мы природу изучали, а результат наш видеофильм «Мы друзья твои -природа».

Все проводимые совместные мероприятия способствует формированию у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира, позволяют повысить уровень знаний всех участников образовательного процесса в вопросах экологии родного края, охране природы.

Просмотров: 418
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Анисимова Гальфия Зямаловна. Досуг для детей с родителями. Викторина по экологии для детей подготовительной группы компенсирующего вида «Знатоки природы»
  • Гаврилова Татьяна Маратовна. ПОЗНАНИЕ МИРА ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Крохина Оксана Александровна. Презентация для детей средней группы для использования в НОД 'Ознакомление с миром природы'
  • Горяинова Татьяна Николаевна. Развлечение с элементами викторины по экологии для детей младшей группы 'ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ'
  • Честных Елена Витальевна. Конспект НОД по Познавательному развитию. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с миром природы. Тема: «Путешествие в осень» — итоговое занятие по теме «Осень» в подготовительной к школе группе.
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей 5-6 лет «Круговорот воды в природе»
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Шевченко Елена Викторовна. Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей раннего возраста «Мир природы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь