Авторы: Богданова С.В., Кокорева Л.В.
Возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Поэтому, главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть ( «Водичка, водичка…»), накормить ( «травка — муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Строя свою работу с детьми на основе фольклора, мы исходили из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Устное народное творчество представляет собой вид искусства, т.е. вид духовного освоения деятельности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание мы уделяем ознакомлению с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, поговоркам, колыбельным – песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к ещё малознакомому человеку-воспитателю. Например, потешки позволяющие вставить имя ребёнка, не изменяя содержания текста: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка – пригожий!». Так как потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми, то в группе игрушки подобрали так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Сегодня дети идут в группу с большой охотой, просят прочитать потешку и поиграть понравившейся игрушкой, полистать интересную книжку с потешками. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разных режимных моментах, у нас это построено примерно так: утро начинаем с разучивания какой-либо потешки, или повторение уже знакомой. Это создает хорошее настроение и желание играть и общаться. Приучая детей мыть руки, лицо и стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение сопровождаем такой потешкой: «Водичка, водичка, Умой моё личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Кормление детей очень важный момент в жизни каждого малыша. Используя потешки, мы делаем процесс приема пищи непринуждённым, дети с аппетитом принимаются за еду: «Умница Дашенька, ешь кашу сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую!». Или во время обеда: «Бери ложку, бери хлеб и скорее за обед. С аппетитом мы едим, большими вырасти хотим!».
Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно. Например, в каждой компании можно услышать, как дети дразнятся «Андрей-воробей» или «Ирка-дырка». Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».
Укладывая детей спать, мы стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, успокаиваем тихой колыбельной песенкой, поглаживанием по голове: «Люли, люли, люли. Прилетели гули, сели гули ворковать, тихо Машу усыплять!». Используя эти приёмы укладывания дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не так тревожатся во сне.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.
Уже в раннем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство для работающих по программе «Радуга» /Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон и др. — М.: Просвещение, 2005. — 99 с.
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет / В.В. Гербова. — М.: Изд. центр «Академия», 2011. — 347с.
- Доронова, Т. Что за прелесть эти сказки! / Татьяна Доронова
// Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2010. — N 3. — С. 5-7.
4. Капица, О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры / О.И. Капица. — СПб.: Питер, 2011. — 120 с.
5. Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. — (http: //studentu-vuza. ru/
6. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. — М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 120 с.
7. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / [Свистунова Екатерина Владимировна и др.; под редакцией Е. В. Свистуновой]. — Москва: Форум, 2012 (Домодедово). — 190 с.
8. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Л.В. Русскова. — М.: Просвещение, 2009. — 280с.
|