Фольклор (от английского folk-lore- «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне). Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.
Фольклор является коллективным художественным творчеством людей. Поэтическое народное искусство на протяжении многих веков вбирало в себя опыт коллективной мудрости и передавало их молодому поколению, активно поощряло высокие этические стандарты и эстетические идеалы. Произведения народного творчества: песни, колыбельные, потешки, сказки, притчи, дают детям уроки для жизни: уроки морали, усердия, добра, дружбы и взаимной помощи. Тепло и любовь пронизывает все колыбельные песни, потешки, прибаутки. Малые фольклорные формы, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, являются образцом для составления описательных рассказов и др.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия ( «Ой, лю–ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь, Закрывай глаза, малыш! Лунный лучик-озорник Сквозь окошечко проник, Примостился на подушке, Шепчет песенку на ушко. Ай, люли, ай люли, Прилетели журавли, Сказку Маше принесли. Они сели на ворота. А ворота скрип-скрип. Вы, ворота, не скрепите, Нашу Машу не будите.
(Из русской народной поэзии)
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства». Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка. — напевное выделение голосом гласных звуков, — медленный темп, — наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Фольклор таит бесконечные возможности и позволяет с раннего детства активно развивать навыки речи и формировать представление об окружающем мире. Певучесть, образность народного языка, простота мелодии и звучания позволяет детям быстро запомнить фольклорные произведения. Малыши начинают вводить фольклор в свои игры: прибаутки, потешки — во время кормления куклы, колыбельныеи сказки при укладывании любимой игрушки спать. Очень любимы детьми малые фольклорные формы в которых описываются повадки животных, звукоподражание.
Курочка-рябушечка, Куда пошла? - На речку. - Курочка-рябушечка Зачем пошла? - За водичкой. - Курочка-рябушечка Зачем тебе водичка? - Цыпляточек поить. - Курочка-рябушечка Как цыплята просят пить? - Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи! Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га- га-га А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!
Обогащение речи детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, происходит при знакомстве с разными фольклорными жанрами. Потребность в художественном слове в раннем детстве удовлетворяют потешки, заклички, считалки. Прибаутки -своим ласковым, нежным звучанием выражают заботу и веру в благополучное будущее. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет! Инцы – брынцы Балалайка! Инцы – брынцы Поиграй-ка! Инцы – брынцы Не хочу! Инцы – брынцы Вон пойду!
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:
Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Нарисуй пословицу (домашнее задание).
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем рассматривая рисунки дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Можно предложить детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.
Который палец ни укуси — все больно Кто детям потакает, тот потом слезу проливает. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Куда матушка, туда и дитятко. Птицы в гнезде до осени, дети в семье до возраста. Ребенок — что воск: что хочешь, то и сольешь. Родители трудолюбивы — и дети не ленивы. Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Яблоко от яблони недалеко падает. Братская любовь пуще каменных стен. Где свои собаки грызутся, чужая не приставай. Дерись, бранись, а за своего держись. Зять да сват у тещи — первые гости. Зять на двор — пирог на стол. Испокон века книга растит человека Книга-лучший подарок. Книги читай, а дела не забывай. Книги читать, не в ладушки играть. Книги не говорят, а правду сказывают. Дом без книги — день без солнца. Кто не болел, тот здоровью цены не знает. Не всякий умирает, кто хворает. От здоровья не лечатся. Грамота не болезнь – годы не уносит. На всякую болезнь зелье вырастает.
Еще один интересный жанр фольклора — загадки. Очень сильное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает придумывание и отгадывание загадок. Загадки обогащают речь детей из-за неоднозначности некоторых понятий, помогая замечать многозначность слов, а также формируют представления о переносном смысле слова. Загадки позволяют усваивать грамматический и звуковой строй русской речи, развивают способность обобщать, анализировать, помогают сформировать способность делать выводы, лаконично и четко выделять наиболее выразительные характерные признаки предмета или явления.
Выработка дикции является одной из важных задач развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Органы речедвигательного аппарата у дошкольников недостаточно развиты. Люди придумывали веками и тысячелетиями скороговорки и чистоговорки для того что бы совершенствовать речевой аппарат, а так же исправлять индивидуальные дефекты дикции и произношения. Скороговорка и чистоговорка это словосочетания, неудобные для произношения. В них совокупность простых слов с множеством одинаковых звуков становится не выговариваемой. Даже если пробовать читать ее медленно. Но это только на первый взгляд. После кратковременных тренировок «путанный стишок» зазвучит как песня. А если читать его в высоком темпе, будет четко слышен каждый звук.
С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.
(Лигурия-скороговорка для улучшения дикции и произношения)
Ма-ма-ма – я сама. Мо-мо-мо – лук помой. Мы-мы-мы – ждем зимы. Ом-ом-ом – строим дом. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Лу-лу-лу – бабушка дала пилу. Ли-ли-ли – папа строит корабли. Ле-ле-ле – он их строит на земле. Ми-ми-ми – меня за руку возьми. Мо-мо-мо – мы идем в кино. Ри-ри-ри – на орехи посмотри. Ро-ро-ро – у орехов есть ядро. Ма-ма-ма – все я делаю сама. Му-му-му – в руки букву я возьму. Корили Кирилла: – Не дразни гориллу! Корили гориллу: – Не дразни Кирилла! Петух по прозвищу Петел Через плетень перелетел Белая Марина Спряталась в малину. Вышла из малины Красная Марина. Саша – В шалаше Сено Сене Костя носит. В сени сено Сеня носит. Но грех – не смех – не уложишь в орех. Молодец против овец, а против молодца сама овца. Носит сеня сено в сани. Везет Сенька Соньку с Санькой на санках. Санки – скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все в сугроб. Саша шапкой шишки сшиб.
Сказка это фантастический рассказ, вымышленная история о том, чего не бывает, что не может произойти. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки показывают юмор, характеризуются живыми, образными выражениями, меткостью, необыкновенной легкостью, яркостью и выразительностью родного языка. Удивительная сила языкового творчества людей мощно, интенсивно, проявила себя в народных сказках. Особенность сказок воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы выдвигают сказку одним из главных факторов развития связной речи.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Литература:
- Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. М., 1982. Усова А. П. Русское народное творчество детскому саду. М., 1972.
- Гуськова А.А. Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи. «Логопед» -2008. №5
- Орлова Н.Использование пословиц и поговорок в работе с детьми. «Дошкольное воспитание» – 1984. № 4
- Павлова Л. Фольклор для маленьких, «Дошкольное воспитание» – 1990. № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
- Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д., Мастерская слова. М., 1996
|