Ялалетдинова Валентина Ильинична, воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №116
Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста. Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Интеллектуальное и речевое развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.
Актуальность.
Проштудировав ряд педагогических технологий, свой выбор остановили на технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.
Нас привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Развивающая игра является одним из способов развития интеллекта. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средней школы. Авторская методика В.В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Цель – использование технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
- Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
- Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
- Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
- Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Развивающая предметно-пространственная среда.
При использовании игр Воскобовича В.В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные в непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза.
РППС продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников. «Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития — математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью. Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Данная технология применяется во всех видах деятельности, используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект.
Все игры технологии «Сказочные лабиринты игры» разделены на этапы освоения и роли взрослого на каждом из них:
- На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок, подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми.
- Занятия, комбинированные из большого количества игр с небольшим набором игровых заданий.
- Занятия – викторины.
- Комплексные занятия.
- Самостоятельная игровая деятельность.
Этапы знакомства детей с новой игрой
1. Этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2. Этап: Собственно игра.
Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты, но их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
- Развивать пространственные отношения
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3. Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель — развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
В соответствии с принципом наращивания трудностей предусматривается то, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования играми, первичного знакомства. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с игрой, после чего можно посредством этих игр развивать мыслительную активность.
Игры и упражнения применялись в определенной системе. Постепенно игры усложнялись как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имели проблемно — практический характер.
Для работы с детьми следующие игры: «Двухцветный Квадрат Воскобовича», «Четырехцветный Квадрат Воскобовича», «Чудо цветик», «Чудо — крестики 1», «Лепестки Воскобовича», «Математические корзинки 5», «Прозрачный квадрат», «Кораблик Брызг-брызг», «Фонарики», «Чудо — соты 1».
Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений.
Усложнение игрового материала идет по трем направлениям.
Первое — выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период.
Второе — подбор соответствующих заданий к игре.
Третье — постепенное использование всех игр, входящих в комплект
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей способствует совместная работа с родителями. Взаимодействие с родителями проходит систематически. Стараемся заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации «Домашняя игротека», «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание»; игровые тренинги, на которых познакомила родителей с развивающими пособиями, приглашала родителей на открытые мероприятия, провела мастер-класс на тему: «Изготовление квадрата В.В. Воскобовича своими руками» (презентация к мастер-классу прилагается).
Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогли родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждали их принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении.
Методическая литература
- В. В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2007.
- В. В. Воскобович, «Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003. — 36 с.
- В. В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.
- Т. Г. Харько Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» С – П: Детство – пресс, 2012
|