Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
Наименование методической разработки:
Развивающие занятия «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
Автор методической разработки: Сёмина Наталия Андреевна Воспитатель ГБОУ Школы 1517
Теоретическое обоснование программы.
Появившись на свет, малыш начинает свои нелегкий путь в нашем мире.
Чтобы определиться в нем, найти свое место, ребенок должен познать этот мир, научится ориентироваться в нем.
Одновременно с познанием предметного содержания окружающей действительности малыш познает и ее эмоциональную стороны
Человеческое дитя — самое беспомощное из всех новорожденных созданий в нашем мире. Но в тоже время в нем заложена великая сила разума, которая выводит человека на высшую ступень эволюции.
Скачать материалы к проекту (конспекты. фотографии, планы)
В развитии ребенка очень важен период раннего возраста, когда в процессе общения со взрослым он учится взаимодействовать с окружающей средой, т.е. социализируется. Для этого в детском саду необходимо создавать соответствующие условия:
- организовывать окружающую среду,
- знакомить с предметами и явлениями,
- формировать познавательную активность,
- руководить поведением, чувствами, эмоциями,
- развивать сенсорные способности малышей,
- поддерживать проявления самостоятельности, правильно подбирая методы воспитания.
Особенности программы.
Это второй выпуск программы. Первый был написан в 2008 году. Программа была дополнена и скорректирована в соответствии с требованиями ФГОС.
Я предлагаю развивающие занятия с детьми первой младшей группы (2-3 лет). Одним из ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Также возникает коммуникативная деятельность со сверстниками в процессе игры, организованной взрослым. Этот этап представляет собой переход от параллельной игры к совместной игре и имеет форму эмоционально-практического общения. Поэтому ребенок не только должен научиться играть, но и должен научиться взаимодействовать со сверстниками. Если ребенок не научится этому в раннем детстве, у него будет масса проблем с обучением в школе и в межличностном общении
Основная цель занятий — накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей, формировать у них познавательное и бережное отношение к окружающему миру.
Задачи, которые решаются в процессе реализации программы:
- Развитие всех основных психических процессов
- Углубление знаний об окружающем мире
- Развитие обшей и мелкой моторики
- Пробуждение интереса к творчеству
- Развитие активности, Инициативности, самостоятельности
- Воспитание у детей уверенности в самих себе.
Пути реализации поставленных задач.
- Занятия начинаются не с самого начала учебного года. В сентябре дети приходят в детский сад либо первый раз, либо после отпуска. Поэтому им необходимо время, чтобы влиться в режим, в обстановку сада, познакомиться с воспитателем, привыкнуть к нему. Ведь только позитивный настрой и высокий познавательный интерес способствует более эффективному усвоению программы. Также не обязательно первоначально включать всех детей в занятие. Ничего страшного, если кто-то из детей просто понаблюдает в стороне.
- Речевые реакции детей обязательно должны сопровождаться положительной оценкой. Это поспособствует созданию определенного эмоционального настроения.
З. Особое внимание на занятиях уделяется деятельности, в процессе которой происходит развитие мелкой моторики руки: продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика. Ведь, как говорилось выше, именно развитие мелкой моторики руки благотворно влияет на развитие интеллекта ребенка.
4. Как уже говорилось выше, игра важная составляющая жизни дошкольника. Поэтому на занятия дети постоянно играют. Они построены на основе сказок «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок». К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми.
5. Наглядный материал на занятии должен быть ярким, крупным и безопасным для детей, А еще прочным, чтобы каждый ребенок мог лично познакомиться с героями сказок. Приветствуются натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей).
6. Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок индивидуальность. И первая заповедь педагога должна быть как первая заповедь у врача — «не навреди». Наша задача -- помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка «таким как все». Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в занятие, но, если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.
7. Для создания доброжелательной и мирной обстановке в группе можно использовать совместные игры с детьми, маленькие праздники, дарить подарки, сюрпризы.
8. В этом возрасте малыши не могут долго удерживать внимание на одной и той же деятельности. Поэтому на занятии постоянно происходит смена деятельности (пример: сначала беседа, потом подвижная деятельность, потом продуктивная, в заключении опять подвижная). Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость.
9. Для формирования у детей большей уверенности в себе и своих силах, необходимо создавать ситуации, когда ребенок повторяет ваши действия. Но надо обязательно фиксировать внимание ребенка на том, что сделал это именно он сам. Личностно-деловое общение стимулирует творческую активность детей, развивает у них чувство гордости за достигнутое, расширяет представление о себе и других детях.
10. Проводя занятия, можно руководствоваться следующими заповедями:
- «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро» (Ж. -Ж. Руссо). У каждого ребенка свой срок и час постижения.
- Максимум внимания необходимо уделить детям отстающим. Новый материал с ними необходимо начинать усваивать раньше, чем со всей группой.
- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.
- Нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
- Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
- Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.
- Принудительное обучение бесполезно.
Описание программы.
Цель: обогащать и активизировать словарный запас детей, накапливать и обогащать эмоциональный опыт, формировать у них познавательное и бережное отношение к окружающему миру.
Задачи:
- Развитие всех основных психических процессов
- Расширение знаний об окружающем мире
- Развитие общей и мелкой моторики
- Пробуждение интереса к творчеству
- Развитие активности, инициативности, самостоятельности
- Воспитание у детей уверенности в самих себе
Структура программы:
Программа рассчитана на 28 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. В течение недели происходит закрепление материала.
Рекомендовано начинать проведение занятий в октябре.
Продолжительность занятий 10 минут.
Рекомендовано проводить в первой половине дня, так как программа реализуется в области «Познавательное развитие».
В каждом занятии принимают участие 10-12 детей.
|