Смолякова Наталья Александровна воспитатель МКДОУ д/с «Журавлик» ст. Евсино
Актуальность темы определена в Законе об образовании в Российской Федерации в статье 20 п.1, 2...
- Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования …
- Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов...
Само время требует новых подходов к образовательному процессу дошкольном образовательном учреждении — перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе — развивающему обучению.
Проблема: «Помогает ли технология В.В. Воскобовича делать процесс познания увлекательным?»
В последнее время происходит потеря живости, притягательности процесса познания у дошкольников, снизилась положительная мотивация к занятиям. Педагоги осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Важно привить ребёнку интерес к процессу познания.
Внедрение технологии походило на базе средней группы, где детям 4–5 лет в форме кружковой работы — «Студия интеллектуального развития «Сказки Фиолетового леса». Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Программа кружка разработана с учётом ФГОС ДО и направлена на «Познавательное развитие».
Практическая работа проходила в форме педагогического эксперимента, включающего три этапа исследования: диагностический, экспериментальный и итоговый.
В экспериментальной части по результатам диагностических исследований был разработан комплекс дидактических игр, составлен перспективный план, разработаны конспекты занятий. Все занятия были систематизированы и разделены между собой по месяцам, что позволило сформировать наиболее подходящие подходы к образовательному процессу.
Были изготовлены игровые пособия «Двухцветный квадрат», «Чудо-цветик», «Разноцветные лепестки», «Разноцветные квадраты», «Геоконт»; сенсомоторная игровая среда «Фиолетовый лес», «Коврограф ларчик»
РППС «Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ: она содержательно-насыщенная, соответствует возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы, трансформируема и изменяется в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей.
Работа начиналась через ознакомление с пространственной средой «Фиолетовый лес» и её сказочными жителями — занятие «Превращение обычных гномов в волшебных разноцветных».
«Малыш Гео, ворон Метр, радужные гномы и радуга-дуга» — мы познакомились с малышом Гео, вороном Метром, узнали имена радужных гномов — Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи; мы строили радугу из волшебных разноцветных нитей, подаренных гномами, над озером Айс. Мы узнали, что цвета радуги точно совпадают с очерёдностью гномов.
«Волшебные превращения квадрата» — мы познакомились с д/и «Двухцветный квадрат» — обследовали его, узнали, что квадрат необычный, волшебный, может превращаться в различные предметы, стоит ему только этого захотеть.
«Волшебная птица» — мы работали с д/п «Разноцветные лепестки», закрепляли цвета радуги, учились определять размер и направление лепестков; моделировали из лепестков Волшебную радужную птицу, которая исполняет самые заветные желания.
«Туман и волшебная паутинка» — здесь мы работали с д/п «Геоконт». Учились моделировать из волшебных паутинок озорных паучат – треугольник и обследовали его осязательным путём.
«На поиски сокровищ» — мы познакомились с Гусь капитаном и его матросами: Речкиным, Морейкиным, Озёркиным. Отправились на поиски сокровищ, для этого использовали «Двухцветный квадрат» — конструировали лодку, на которой переплыли озеро Айс, встретили радужных гномов, которые помогли добыть драгоценные камни из пещеры, а мешал нам Незримка Всюсь.
И ещё много приключений нас с ребятами ожидало в Фиолетовом лесу……
Предлагаю вашему вниманию несколько игровых ситуаций, способствующих познавательному развитию и повышения мотивации:
«Лопушок наводит порядок»
Цель: формировать умение классифицировать предметы по материалу.
Материал: «Коврограф «Ларчик», сказочные герои: Лопушок, гномы Кохле, Охле, Зеле; 3 разноцветных кольца на липучках; предметные картинки игрушек из разного материала.
-Лопушок потерял свою любимую деревянную лошадку. Пока искал её, устроил настоящий беспорядок в комнате. Все игрушки перемешались.
-Что же мне теперь делать? –сказал Лопушок. На помощь ему пришли его друзья – радужные гномы Кохле, Охле и Зеле, они принесли с собой 3 большие корзины красного, оранжевого и зелёного цвета и предложили рассортировать игрушки: в красную корзину положить все деревянные игрушки, в оранжевую корзину-игрушки, сделанные из резины, а в зелёную – игрушки, сделанные из пластмассы.
«Детёныши»
Цель: познакомить детей с домашними животными и их детёнышами.
Материал: пространственная среда Фиолетовый лес, Гусеница Фифа, «Разноцветные верёвочки», карточки домашних животных и их детёнышей.
Гусеница Фифа прекрасно знала, что детёнышей кошки зовут котята, а утки- утята. Тут она задумалась: «Как зовут детёнышей коровы? Наверное, коровята. А у собаки – собачата. Интересно, как будут звать моих деток? Неужели гусенята?» (детям предлагается соединить верёвочками картинки с изображением домашних животных и их детёнышей, назвать их правильно)
«Ягодное варенье»
Цель: формировать представления о количестве предметов. Счёт до 3.
Материал: коврограф «Ларчик», набор «Разноцветные кружки», радужные гномы (Кохле, Желе, Зеле, Селе), белый квадрат из пособия «Разноцветные квадраты»
Гном Зеле будет варить варенье из собранных ягод. У него есть специальный рецепт вкусного варенья. (Рядом с гномом Зеле прикрепить салфетку-квадрат. На салфетку по тексту выкладываются собранные ягоды)
Кохле, Желе и Селе дают по одной ягодке.
-Сколько красных (жёлтых, синих) ягод на салфетке? (одна)
-Сколько всего ягод? (три) Зеле просит добавить Кохле ещё одну ягоду.
-Сколько стало красных ягод? (две) Сколько ягод осталось у Кохле? (Селе, Желе)
Варим вкусное варенье,
Будет гномам угощенье.
Целенаправленная и систематическая работа по технологии В.В. Воскобовича позволила добиться повышение уровня мотивации у детей, они с нетерпением ждали новых встреч с героями Фиолетового леса, активно участвовали в решении проблемных ситуаций. Преодоление ребенком препятствий от лица персонажа и получение результата на фоне чувства радости и удовлетворения способствует развитию волевой регуляции. Сказка стимулирует у дошкольника желание и готовность познавать окружающий его мир. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка.
Методика построена по принципу полифункциональности, вариативности, саморазвития и творчества, каждое игровое пособие позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.
Главной особенностью технологии является то, что
- её легко внедрить в обычный образовательный процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки
- обогащает детское воображение, формируется способность стойкой мотивации обучения
Список литературы.
- Адлер В.Н. Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников: Методические рекомендации / под ред. Л.С. Вакуленко. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 80с.
- Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ: конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж: Лакоценина Н., 2012. — 190 с.
- Воскобович В. В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000. – 120с.
|