Автор: воспитатель МБДОУ д/с №83 г.Орла Гусева Елена Валерьевна.
«Без игр на занятиях невозможно увлечь дошкольника в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами на занятиях…» (К. Д. Ушинский)
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из главных задач развития речи.
Об одной из главных задач развития речи детей – формирование словаря – Тихеева Е.И. писала так: «…Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».
Словарь является строительным материалом для языка. Ушинский К.Д. об активизации словаря писал так: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важных условий развития дара слова».
Одной из ведущих форм организации работы с детьми в детском саду остается занятие. Дошкольники радостно садятся на занятия, ожидая узнать новое, интересное, так как они от природы любознательны, активны и стремятся к раскрытию тайн окружающего мира. Однако, занятия по развитию речи сами по себе довольно сложные, могут вызывать у детей затруднения и, как следствие, нежелание заниматься. Поэтому для того, чтобы сохранить детскую любознательность и активность, сохранить привлекательность занятий по развитию речи необходимо строить процесс занятий с опорой на любимое занятие всех детей – игру.
По мнению многих исследователей игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей дошкольного возраста. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Использование игр и игровых ситуаций способствует более успешному усвоению знаний в условиях дошкольного обучения. В играх обогащается словарный запас, развивается речь, прививается интерес к занятиям. И главное – всем интересно, дети играют, и играя, непроизвольно закрепляют и доводят до навыка свои знания.
Из этого следует, что и при использовании развивающих игр на занятиях по развитию речи они будут способствовать лучшему усвоению словарного материала и обогащению словаря дошкольников?
Чтобы ответить на этот вопрос, я решила углубленно работать по данной теме, а именно, включить с работу с детьми систематическое использование развивающих игр с целью обогащения и активизации словаря; добиться того, чтобы занятия проводились в занимательной игровой форме, не утомляли детей и способствовали лучшему усвоению словарного материала.
Свою работу я начала с выявления уровня знаний (диагностики) детей. Проанализировав диагностические карты, я сделала выводы об актуальном уровне развития словаря детей.
Основываясь на данных выводах, опыте работы с детьми 3-7 лет, руководствуясь программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., используя методическую литературу и сборники с развивающими играми я составила перспективный план работы, в котором систематизировала развивающие игры по словарной работе. Согласно плану, разработаны конспекты занятий и развлечений со словесными и дидактическими играми, направленными на обогащение и активизацию словаря дошкольников; предусмотрены ежедневные набл юдения по ознакомлению с природой, культурой, социальным окружением и т.д.
В основу перспективного плана были положены развивающие дидактические игры: «Наоборот», «Так или не так», «Собери урожай», «Какой? Какая? Какое?», «Кольца Луллия», «Найди и расскажи», «Когда это бывает?», «Чья мама?», «Наши друзья» и другие.
Весь процесс обучения был разделен на несколько этапов:
-на первом этапе я знакомлю детей с отдельными словами русского языка, обозначающими предметы, их признаки: величину, цвет, форму. На конкретном наглядном дидактическом материале (предметы, картинки, игрушки) дети упражняются в назывании предметов, определении их качеств, признаков, свойств. Дети обследуют предметы, знакомятся с содержанием картин, анализируют отдельные действия, события, упражняются в понимании слов.
-на втором этапе я обучаю детей грамматически правильно отвечать на вопросы воспитателя, строить предложения в краткой и полной форме. Лучшее усвоение программного материала на занятиях по активизации словаря достигается тем, что каждому ребенку предлагаю предметные иди сюжетные картинки на определенную тему, соответственно целям занятия. Например, при ознакомлении детей с темой «Природа родного края» использую картинки: дикие животные и птицы, растительный мир; на занятиях по ознакомлению с общественной жизнью, трудом и культурой русского народа применяю картины и фотографии, рассказывающие о жизни и труде родителей. По содержанию этих картин дети составляют небольшие рассказы, придумывают простые и сложные предложения.
-на третьем этапе учу детей умению переходить от ситуативной к связной речи.
В целях определения активизации словаря, понимания употребляемых слов и развития грамматически правильной связной устной речи в конце каждого из этих этапов подвожу итоги.
В младшем и среднем дошкольном возрасте занятия провожу по единому сюжету, например, по сказкам «Волк и козлята», «Теремок», «Маша и медведь», «В гостях у сказки» и другие. Дети обогащают и активизируют словарь вместе со своим любимым сказочным персонажем. Например, на занятии «Теремок» детям предлагала загадки, чтобы узнать, кто живет в теремке ( «В гору бегом, с горы кувырком» (заяц), «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет» (лиса).
В старшем дошкольном возрасте на занятиях использую стихи, игры, вопросы, физкультминутки, загадки. Так, например, на занятии «Секреты дружбы» использовали стихи о дружбе:
В магазине игрушек
Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают. В.Берестов.
Использовали игру-драматизацию «Помощь другу», пальчиковую гимнастику:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять-
Любим мы играть.
Пять, четыре, три, два, один –
Мы опять сидим.
Были предложены игры «Продолжи пословицу» (воспитатель произносит начало пословицы, а дети ее продолжение, например, «Друзья познаются (в беде)»), «Угадай секрет дружбы» (были выставлены сюжетные картинки, к которым было дано задание: определить, какой секрет дружбы зашифрован на каждой картинке).
При организации развивающих игр часто использую игру типа «Загадай и отгадай», потому что загадки помогают детям строить целостный образ предмета по совокупности его признаков. Особая ценность игр с загадками для решения задач словарной работы заключается в том, что осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов, загадки помогают ребенку приникнуть в образный строй речи. Загадку задаю эмоционально, неторопливо, даю детям выслушать ее, прошу запомнить ее содержание, если надо помочь отгадать – помогаю рассуждать над отгадкой. Загадки не только развлекают детей, дают отдохнуть, но и заставляют задуматься, развивают самостоятельность мышления, обогащают и активизируют словарь детей.
По итогам работы по развитию и обогащению словаря с использованием развивающих игр мною была проведена итоговая диагностическая работа. Анализ результатов данной диагностики показал, что систематическое использование развивающих игр при формировании словаря помогает овладеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение), умение делать выводы и обобщения, развивает память, мышление, внимание, воображение, влияет положительно на развитие волевых качеств у детей, настойчивости в достижении цели, самостоятельности, находчивости, активности, справедливости при оценке результатов, способствует расширению кругозора. А практика показала, что использование развивающих игр являются не только эффективным средством для обогащения и активизации словаря детей дошкольного возраста, но и благодаря им любое занятие становится не трудным и не скучным.
Список использованной литературы:
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.Н. Васильева — Ярославль: «Академия развития», 1997.
Запорожец А.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М.: Просвещение, 1964.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Литера, 2005.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.
Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Совершенство, 1999.
Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольников. / Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей/ Е.А. Юзбекова — М.: Линка-Пресс, 2006.
|