Еремина Елена Викторовна – воспитатель I категории
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Снежинка» в г. Нерюнгри
Правильная речь, богатый словарный запас являются неотъемлемой составляющей образованной, интеллигентной личности. Но, к сожалению, речь современного человека не всегда является таковой. Сознательный человек, переживающий за чистоту родного языка, на протяжении всей жизни совершенствует свою речь. Основы грамотной речи закладываются в период дошкольного детства, т.к. это возраст наиболее благоприятный для развития речи. В современном мире требования возрастают не только для взрослых, но и для детей. Жизнь неумолимо поднимает планку. Объем знаний постоянно увеличивается и эти знания необходимо передать подрастающему поколению. Но для педагогов важно, чтобы дети не только принимали эти знания, но и воспринимали их осмысленно.
В дошкольном возрасте одной из проблем в развитии речи является развитие монологической речи. Одним из путей развития речи является ознакомление с окружающим миром. Чтобы развить речь, необходимо систематически пополнять словарный запас. Словарная работа в детском саду подразумевает расширение активного словаря детей. На занятиях ознакомления с окружающим миром детей знакомят с новыми словами, объясняя их значение. Каждый новый предмет или явление должны быть закреплены соответствующим словом.
Данная проблема приобретает особую актуальность, т.к. в первом классе учебники по литературному чтению содержат природоведческую тематику. Это и создает необходимость ее освоения в дошкольном возрасте.
Все что окружает ребенка (предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа) предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи.
Важнейший метод развития словаря – наблюдение. В дошкольных учреждениях педагоги с детьми проводят различные наблюдения за природными явлениями, а так же трудом взрослых и самих детей в огороде, цветнике, уходом за животными и т.п. В процессе ознакомления с окружающим детям рассказывают и о современной неблагополучной экологической ситуации, которая сложилась веками благодаря потребительскому отношению человека к природе. Проводятся беседы-разъяснения на такие темы как «Берегите животных», Природная кладовая, «Земля наш дом».
Многие ученые, такие как Н. Ф. Виноградова, Т. А. Маркова, Н. Н. Кондратьева и др. считают, что печальная ситуация в природе это результат того, что человек представляет себя «царем природы» и его мнение о «неисчерпаемости природных ресурсов». Современная неблагополучная экологическая ситуация это так же результат того, что в природе ценится лишь ее богатства, и не учитываются важные экологические закономерности, отсутствие эстетического воспитания молодого поколения. Поэтому так важно учить детей любить природу с самого раннего детства, наблюдать с ним природные процессы, жизнь животных, растений, учить видеть красоту окружающего мира. Каждый взрослый знает, что природу надо не только любить, но и беречь. И только от нас зависит, какие качества будут привиты детям.
Прислушиваясь к речи детей, видно насколько скудны их знания о природе, о событиях, происходящих в их жизни, о природных явлениях. Детям тяжело выразить словами то, что они видят, чувствуют и слышат. Им не хватает слов для передачи смысла происходящего. Самое важное в развитии речи это работа над словом. Данной проблеме посвящены работы Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ю. С. Ляховской, Н. П. Савельевой, А. П. Иваненко, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной, А. А. Смаги, А. И. Лаврентьевой и др. «Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием» [1, с. 126].
Для того чтобы ребенок в речи активно использовал определенные слова его нужно знакомить с разными значениями этих слов. «Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания» [1, с. 253]. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения.
«Овладение словарным составом родного языка – это необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова» [2, с. 28].
Согласно программе общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» дошкольники усваивают названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок с раннего детства приобщается к природе. Именно в этом возрасте дети начинают интересоваться окружающим.
Для накопления словарного содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром и природой используют различные методы и средства, в том числе и метод наблюдения.
В процессе наблюдений происходит активизация словаря, а так же осуществляется эстетическое воспитание, что способствует обогащению эмоциональной сферы ребенка, при этом важная роль отводится взрослому. Ведь прививая детям чувство прекрасного, педагог должен сформировать у них свое отношение к окружающей действительности, к природе и миру в целом, показать связь между разными объектами. Также необходимо сформировать у детей умение внимательно слушать, видеть, правильно делать выводы после увиденного, выделять причинно-следственные связи. Отношение ребенка ко всему живому зависит во многом от самих взрослых. Детское восприятие формируется при непосредственном участии взрослых, семьи. Ребенок учится воспринимать эстетические явления. У него формируется способность сопереживать и чувствовать.
Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром должно проходить не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, трудовой деятельности, что способствует систематизации и углублению полученных знаний. Обогащать словарь детей необходимо одновременно проводя работу над звукопроизношением и формированием грамматического строя.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений:
- овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия;
- углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, освоение содержания слова на уровне его значения;
- формирование родовых и видовых обобщений, а также усвоение слова как единицы языка на уровне смысла [3, с. 205].
Природа со своим многообразием звуков и форм, палитрой красок – источник эстетических переживаний, которые ребенок передает в своей речевой деятельности. Воспитатели в своей работе большое внимание уделяют эстетической стороне природы, что является доминирующим фактором в формировании детского понимания окружающей действительности.
«Действительно, в природе заложена истинная красота, но задача педагога состоит не только в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, но и научить ценить, высказывать суждения, общаться и действовать в природе по законам красоты» [3, с. 115].
В образовательной деятельности проводить игры по обогащению и закреплению знаний о природе. Во время прогулок наблюдают за высотой стояния солнца, направлением и силой ветра. При наблюдении за дождем определять его силу и характер (сильный, слабый, проливной, частый). Так же организовывают труд в природе, уход за растениями. В старшем дошкольном возрасте дети под руководством воспитателя сами осуществляют уход за цветником, если необходимо поливают, рыхлят, подвязывают растения. В этом возрасте активно формируется интерес к объектам живой природы, к особенностям их жизни, поведению. Наблюдение за природными явлениями сопровождается сравнениями, метафорами, которые вызывают у дошкольников активно использовать свой словарь.
Среди разных средств ознакомления с природой большое место занимает показ картин, так как дети проявляют большой интерес к ним. При выборе картины в целях обогащения словаря и развития речи должна соблюдаться некоторая постепенность перехода от простых к более сложным сюжетам. Рассматривание картина дает простор для расширения знаний и для увеличения запаса слов. Они позволяют напомнить им увиденное, пережитое, возбуждают воображение, дают возможность для развития мышления и языка детей.
Также одним из средств обогащения словаря является художественная литература. В данном случае словарная работа выступает как важное звено в работе над текстом. Особую роль в литературном произведении играет использование образных слов и выражений «закружилась листва золотая», «все деревья блистают в разноцветном уборе».
По мнению Н. А. Стародубовой, «действенными методами являются задания на все проявления отношения к природе:
- работа детей с иллюстративным материалом;
- решение проблемных ситуаций, постановка детей в ситуацию выбора отношения;
- беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п.» [4, с. 17].
Большое внимание нужно уделять работе с родителями. Приобщать их к образовательному процессу ознакомления с окружающим миром. На родительских собраниях и в беседах рекомендовать им поощрение активной поисковой деятельности детей, т.к. знакомство с природой должно быть увлекательным и радостным. Для этого целесообразно оформить серию консультаций с рекомендациями на темы: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Ранняя весна» и т.д. Можно составить картотеку дидактических и словесных игр и в них играть по дороге в детский сад или просто на прогулке. Данный материал поможет родителям закрепить у детей полученные знания по ознакомлению с окружающим миром.
Итак, ознакомление с окружающим миром дает огромный материал, который используется для расширения спектра детских восприятий, ощущений и развития словаря. От воспитателей и родителей в значительной мере зависит, чтобы все представления о мире отразились в усвоенных словах. При этом Полученные в детстве впечатления от родной природы запоминаются на всю жизнь и влияют на дальнейшее отношение к окружающему миру.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен — М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. — М, 2003. – С. 28.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур., 2006. – 320 с.
- Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2012. – С. 22.
|