Развитие речи и ознакомление с окружающим миром – важная сторона подготовки ребенка к школе. Речь надо планомерно и систематически развивать не только на речевых занятиях, но и в системе воспитательно-образовательного процесса, во время всех видов деятельности ребенка. При планировании работы по развитию речи или в процессе игры, труда и других видов деятельности необходимо использовать речь для повышения осмысленности и осознанности выполняемых действий: описание вещи, которую сделал или собирается сделать ребенок, рассказы детей в начале или в конце работы. Необходимо также сформировать умение слушать и понимать партнера, вести диалог, соблюдая общепринятые нормы. Любую операцию, любой раздел работы надо использовать для активизации мыслительных процессов, способности сравнивать, умения делать умозаключения, выводы. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в рамках которой на ряду с ситуативной развивается и монологическая контекстная речь. Одновременно с игровой у старших дошкольников формируются элементы учебной деятельности. Это приводит к переходу к новым формам речи ребенка. Переход от ситуативной речи к контекстной означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и определенное его продвижение в познавательном развитии. Большую помощь в этом оказывают словесные игры ( «Когда это бывает?», «Так бывает или нет?»), экскурсии, прогулки.
Большое значение имеет создание условий для целого комплекса изречений. С этой целью рекомендуется проводить ролевые игры, разыгрывать роли сказочных героев.
Хорошим поводом для увлекательной беседы с ребенком может послужить картинка. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. Здесь решается целый ряд задач: у детей воспитывается интерес к составлению рассказов; они учатся правильно понимать их содержание; формируется умение связно, последовательно описывать изображение; активизируется и расширяется словарный запас; дети учатся грамматически правильно строить предложения.
Процесс создания любого речевого высказывания начинается с мотива. Поэтому особое внимание необходимо уделять развитию мотивационной стороны речевой деятельности детей. Один из эффективных способов, способствующий активизации речи, — введение добавочных мотивов. Для старших дошкольников существенным мотивом оказывается стремление пойти в школу.
Большое значение в умственной подготовке детей к школе имеет овладение элементами грамоты. При ее обучении речь, бывшая только средством общения, впервые становится для ребенка объектом анализа: первая же задача по выделению отдельного звука в слове меняет отношение ребенка к слову, заставляет его отвлечься от смысла слова и переключить свое внимание на формальную сторону – звуковой состав слова.
Приучая детей к полноценному умственному звуковому анализу слов, необходимо ориентироваться на их возраст. Большое внимание должно уделяться играм. Именно в играх отрабатываются разнообразные мыслительные операции: дети учатся сравнивать слова по их звуковому составу, соотносить различные типы слов между собой. Усваивая попутно сведения о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных, дети учатся проводить звуковой анализ слов любой сложности. После этого начинается процесс ознакомления детей с буквами.
Таким образом, умственная готовность к обучению в школе является результатом формирования у детей определенной системы общественных знаний, на основе которых они ориентируются в доступных для понимания явлениях природы и общественной жизни, специальной подготовки к школьным урокам, что является основой для построения будущей учебной деятельности.
|