Задачи:
1) Образовательные:
- Закрепить знания детей о составе семьи, о родственных связях (мама, папа, дочь, сын, дедушка, бабушка, внук, внучка), об обязанностях членов семьи дома.
- Обогащать и уточнять словарь по теме.
- Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Закрепить умение составлять предложения по опорным словам.
2) Коррекционные:
- Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику.
3) Воспитательные:
- Воспитывать уважение к членам семьи, взаимопомощь, взаимовыручку.
Демонстрационный материал: картинки (малыш, малышка, мальчик, девочка, школьник, школьница, юноша, девушка, папа, мама, дедушка, бабушка, деревянный кукольный дом с мебелью, кукольная семья, картинки с изображением действий членов семьи, мяч, компьютер.
Раздаточный материал: задания на альбомных листах «Что было раньше, что потом» с изображением картинок из демонстрационного материала, простые карандаши.
Ход занятия:
- Организационный момент: Приветствие. Просмотр видео-презентации «Моя семья».
- Игра «Назови членов своей семьи».
Инструкция: Назовите членов своей семьи и посчитайте сколько всего человек. (Пример, у меня есть: мама, папа, сестра, бабушка, дедушка. Всего 6 человек.)
- Молодцы, ребята! А сейчас мы пойдём в гости к одной семье и посмотрим, кто там живёт.
3) Игра «Кто в домике живёт и кому кем приходится?»
На столе стоит кукольный дом с игрушечными членами семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын).
Инструкция: Назовите членов семьи, которые живут в этом доме. (Ребёнок, назвавший члена семьи, берёт куклу и ставит её перед домом).
Затем, дефектолог берёт куклы с папой и мамой, показывает куклу с мальчиком (девочкой, бабушкой, дедушкой) и выясняет, кто кем приходится маме и папе.
Куклы с дедушкой и бабушкой. Дефектолог показывает куклу с мальчиком (девочкой, папой, мамой) и выясняет, кто кем приходится дедушке и бабушке.
Кукла с мальчиком. Дефектолог показывает куклу с папой (девочкой, мамой, дедушкой и бабушкой) и выясняет, кто кем приходится мальчику.
Кукла с девочкой. Дефектолог показывает куклу с папой (мальчиком, мамой, дедушкой и бабушкой) и выясняет, кто кем приходится девочке.
4) Игра «Составь предложения по опорным словам».
-Ребята, поскольку мы пришли в гости, давайте подарим подарки каждому члену семьи.
Инструкция: Посмотрите это картинки-подарки, сейчас каждый из вас возьмёт по одной картинке, составит предложение по опорным словам и подумает, кому её можно подарить. (Например, суп варить мама; бабушка вязать и спицы нитки; кататься коньки на девочка (дочка); читать дедушка книга; мальчик (сын) в играть хоккей и т. д.)
5) Игра с мячом «Подбери слова-действия»
Инструкция: Сейчас мы будем подбирать слова — действия и передавать друг другу мяч по кругу.
- Что может делать мама? (стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т. д.)
-Что может делать папа?
-Что может делать дочь?
-Что может делать сын?
-Что может делать бабушка?
-Что может делать дедушка?
6) Физкультминутка.
Речь с движением.
Маму я свою люблю, (погладить себя)
Я всегда ей помогу!
Я стираю, ("стирать")
Полоскаю, ("полоскать")
Воду с ручек я стряхиваю, (стряхнуть кисти рук)
Пол я чисто подмету ("подметать")
И дрова я наколю:"Ух! Ух! Ух ("колоть")
Маме нужно отдыхать, (показать, как мама "спит")
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу (ходить на цыпочках)
И ни словечка не скажу.
7) Игра «Расположи картинки по возрасту».
На доске вразброс расположены следующие картинки: малыш, малышка, мальчик, девочка, школьник, школьница, юноша, девушка, папа, мама, дедушка, бабушка.
Инструкция: расположите картинки по возрасту, что было раньше, что потом.
К доске выходят девочка и мальчик, располагают картинки соответствующим образом, а другие ребята проверяют правильность выполнения задания. Затем с детьми проводится игра «Что изменилось?» или «Кого не стало?»
8) Задание «Что сначала, что потом?»
Инструкция: по хлопку переверните листок с заданием. Проведите стрелки к картинкам и пронумеруйте их. Что было сначало, что потом.
9) Итог занятия. Положительная оценка деятельности детей. Анализ выполненной работы.
|