Кидярова Екатерина Евгеньевна. Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций

Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций

Кидярова Екатерина Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ №19, г. Пенза

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, а также обогащение активного словаря детей.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность, меткость, информативность, но и особую выразительность, красочность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку.

Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей?

 Скачать конспект

Например: белый (снег), огромная (страна),

сильное (желание), железная (кровать), медвежья (берлога), дядин (голос), материнская (любовь).

В работе над обогащением и активизацией словаря прилагательных мы придерживаемся методических рекомендаций В.В. Гербовой.

Возраст детей

Задачи по обогащению словаря прилагательными

От двух до трех лет

Обогащать словарь детей прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов(красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

От трех до четырех лет

Продолжать расширять и активизировать словарный запас прилагательных у детей. Учить различать и называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая).

От четырех до пяти лет

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные. Пополнять словарь детей прилагательными, характеризующими эмоциональное состояние(сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики(нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Учить употреблять слова-антонимы (чистый – грязный).

От пяти до шести лет

Упражнять детей в использовании прилагательных разных степеней сравнения (тяжелый – очень тяжелый – полегче – самый легкий), а также обозначения оттенков цветов(сиреневый, сиреневатый, малиновый и др.). Совершенствовать у детей умение использовать в речи прилагательные - антонимы и прилагательные - синонимы в соответствии с их значением.

От шести до семи лет

Обогащать речь детей образными прилагательными посредством знакомства с произведениями художественной литературы.

В своей работе по обогащению, закреплению и активизации словаря прилагательных у детей дошкольного возраста мы применяем метод моделирование игровых обучающих ситуаций.

Игровая обучающая ситуация (ИОС) — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются игровые принципы, реализация которых происходит в условиях не регламентированной деятельности.

ИОС включает такие структурные элементы игры, как: сюжет, роли, игровое действие, игровое взаимоотношение. От обучения в ИОС такие элементы: дидактическая задача, реальное действие, реальное взаимоотношение, результат. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание воспитателя, а естественное желание детей поиграть. ИОС позволяют реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались».

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. В модель сценария активизирующего общения можно включать несколько блоков вопросов. Например, ИОС «День рождения куклы Насти»: 1) поздравление (вопрос: какую хотим видеть именинницу? – красивой, здоровой, счастливой, веселой и др.); 2) угощение (вопрос: каким тортом бывает на праздничном столе? – банановый, ванильный, шоколадный, мармеладный и др.); 3) настроение (какое настроение у гостей на празднике – радостное, веселое, светлое, праздничное, лучезарное); 4) посуда (какую посуду ставят на праздничный стол – новую, чайную, нарядную, чистую и др.).

ИОС «Осень в гости к нам пришла»: 1) листья (какие листья осенью? – разноцветные, золотые, багряные, жухлые, увядшие и др.); 2) Осень (какая Осень бывает в зависимости от погоды? – унылая, грустная, дождливая, золотая, красивая и др.); 3) овощи (какие овощи принесла Осень? – полезные, вкусные, хрустящие); 4) фрукты (какие фрукты осенью? – аппетитные, ароматные, сочные, душистые и др.). ИОС «Путешествие в цветочное царство»: 1) солнце (какое солнце летом? – жаркое, теплое, лучистое, доброе, золотое и др.); радуга (назовите цвета радуги? – красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый); дождь (каким бывает летний дождь? – теплым, озорным, долгожданным, прохладным и др.); цветы (какие цветы? – ароматные, душистые, красочные, разноцветные, яркие и др.).

В сценарий ИОС обязательно включаем разные виды деятельности: изобразительной (дорисовать отбитые ручки чашек для бабушки Федоры), обследование предметов (веществ) (потрогать снег в шкатулке у Снежной Королевы), имитационные упражнения (изобразить листочки Золотой Осени), дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Скажи наоборот», «Что бывает таким» и др.

В работе по обогащению словаря прилагательных применяем 3 типа игровых обучающих ситуаций: 1) ИОС с игрушкой (мягкая, резиновая); 2) ИОС с персонажем; 2) ИОС – путешествие. Особое выделяю ИОС с персонажем.

Первый тип строится на использовании игрушек. Примеры ИОС: «Поможем котенку найти маму» (обогащение и активизация прилагательных: пушистый, ласковый, грустный, мягкие, острые); «Заколдованные игрушки» (плюшевый, резиновый, деревянная, пластмассовые).

Второй тип строится на использовании персонажей литературных произведений, мультфильмов, знакомых детям. Примеры ИОС: «Поможем бабушке Федоре» (обогащение прилагательных: кухонная, столовая, чайная); «Здравствуй, Карлсон» (прилагательные: вкусное, аппетитные, сладкие, ароматные).

Третий тип ИОС – игра в путешествие. Например: «В гости к Снежной Королеве». Эта ИОС предполагает остановки «Школа снеговичков» (прилагательные: веселые, забавные, смешные); «Снежная» (прилагательные: липкий, мокрый, холодный, чистый), «Вьюжная» (прилагательные: морозная, холодная, снежная, суровая).

Указанные типы ИОС можно применять на каждом этапе дошкольного детства, но вводить разных героев, наполнять сценарий активизирующего общения разным содержанием, учитывая возрастную адресность.

Таким образом, метод моделирования игровых обучающих ситуаций

занимает важное место в общей системе работы по развитию речи детей. Данный метод позволяет обогащать словарь детей дошкольного возраста новыми прилагательными, закреплять и уточнять значений прилагательных, уже имеющихся в лексике; активизировать словарь прилагательных.

Список литературы:

  • Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  • Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп.: Мозаика-Синтез; Москва; 2010.
  • Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
  • Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений -- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования).
Просмотров: 606
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи). Интегрированное занятие. Тема: Закрепление использования детьми в речи притяжательных прилагательных.
  • Шубина Ольга Михайловна. Роль игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Еремина Елена Викторовна. ОБОГАЩЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Аношина Марина Николаевна, Утина Наталья Павловна. «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ — технологии»
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Кондратьева Наталья Вячеславовна. Экологическое воспитание детей посредством игровых обучающих ситуаций.
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Митина Светлана Викторовна. «Речевое развитие дошкольников посредством игровых обучающих ситуаций (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДО».
  • Лукошкова Елена Юрьевна. Логопедическое подгрупповое занятие: «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях. Согласование прилагательных с существительными»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Медведева Наталия Васильевна. Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
  • Медведева Наталия Васильевна. Сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Борисова Наталия Ивановна. Игровые приемы в системе обучения аппликации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Бочкова Елена Валерьевна, Гимадиева Наталья Андреевна. Развитие словаря у детей дошкольного возраста.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Рулёва Татьяна Васильевна. Особенности развития речи детей на разных этапах дошкольного детства.
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Гусева Елена Валерьевна. «Развивающие игры с детьми дошкольного возраста как средство активизации и обогащения словаря»
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Шатилова Мария Михайловна. Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь