Медведева Наталия Васильевна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета
Аннотация: в статье описывается метод сказкотерапии как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста.
В настоящее время вопрос речевого развития дошкольников особенно актуален среди педагогов. Особенно актуальна проблема развития словаря детей дошкольного возраста, ведь именно дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для развития словаря. Если в дошкольном учреждении и дома не ведётся достаточная работа в этом направлении, большинство детей на момент поступления в школу, не владея достаточным словарным запасом, испытывает трудности в общении, а это в свою очередь является одной из причин школьной неуспешности.
Именно в детском саду создаются наиболее благоприятные условия для формирования устной речи детей. Согласно ФГОС ДО образовательная область «речевое развитие» является основой — необходимым условием и спутником в освоении других областей. Без устной речи невозможно познание окружающего мира, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, а так же развитие личности в целом. Повсеместное распространение и активное внедрение компьютеров, планшетов, смартфонов в бытовую жизнь ребенка только усугубляет речевые нарушения – речь интонационно не выразительна, словарный запас беден, связная речь отсутствует, грамматический строй нарушен. Совокупность этих явлений является большой проблемой современного общества.
В арсенале педагога существует множество методик и приемов, направленных на понимание, расширение и активизацию словаря дошкольников, применение их происходит систематически и беспрерывно. Особая роль в этом вопросе отводится применению детской художественной литературы, а именно сказок – метод сказкотерапии. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказкотерапия позволяет реализовать следующие задачи по обогащению словаря детей дошкольного возраста:
- Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
- Закрепление и уточнение словаря.
- Активизация словаря.
Используя этот метод в своей работе, педагог реализует как познавательные, так и образовательные задачи:
- познавательная функция. Именно благодаря чтению сказок, дети открывают для себя чудесный мир, который они не знают и никогда не видели. Читая с ребёнком, взрослый помогает ему узнать о том, что, возможно, ребёнок никогда не увидит.
- воспитательная функция. При чтении сказки родители или педагоги начинают от простых элементарных образов, постепенно усложняя произведения. Этот процесс помогает ребенку изучать правила жизни в обществе и коммуникацию с окружающими его людьми.
По мнению Т. Л. Божинской, «сказка, неизменный спутник детства». Применяя в работе с детьми сказки взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, обогащает речь и расширяет его словарь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру, то есть она играет немаловажную роль во всестороннем развитии детей.
Работа со сказкой не ограничивается прочтением, содержание прочитанного подробно обсуждается и анализируется, обязательно делаются выводы, задаются вопросы, благодаря которым выявляется степень понимания текста ребенком. В ходе данной деятельности речь не только насыщается новыми словами, но и возрастает понимание их значений. Для полного погружения ребенка в атмосферу сказки часто возникает необходимость визуализировать услышанное — обыграть, инсценировать, этот процесс тренирует ребенка в пересказывании. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в процесс сказкотерпии, в качестве мотивации можно использовать викторину, иллюстрации, костюмы героев и многое другое. Дошкольникам можно предложить самостоятельно развить часть сюжета или же сочинить всю сказку целиком, что несомненно способствует развитию фантазии, воображения. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка, развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Во время чтения сказки и беседы по ее содержанию между педагогом и воспитанниками возникает очень яркая эмоциональная связь, что в свою очередь благотворно влияет на усвоение нравственных ценностей, заложенных в произведении.
Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Обязательно вместе с детьми нужно побеседовать о прочитанном произведении, задавать вопросы об услышанном, уточнять, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Это приучит дошкольников делать анализ смысла текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате к школе ребёнок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка.
Сказка вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребёнок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение.
Потенциал сказкотерапии в дошкольном учреждении поистине огромен. Благодаря ее многогранности, развитие дошкольников происходит всесторонне: помимо обогащения духовно-нравственного мира ребенка, расширяется и активизируется словарь. Речь ребенка наполняется богатыми образными выражениями, формами слухового и зрительного русского литературного языка. Мыслительные процессы совершенствуются, что способствует построению словесных логических умозаключений между явлениями и предметами. Возрастает речевая активность во время пересказывания, а так же выразительность речи.
Уникальность метода сказкотерапии заключается в том, что он позволяет в полной мере развивать не только речь ребенка, но и связанные с ней психические процессы, что в свою очередь ведет к успешному усвоению материала в школе.
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. –400с.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова – М.: Просвещение, 2001. – 285 с.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472с.
- Гиппенрейтер, Ю. Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки/ Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Рудаков – М.: АСТ, 2016. –96 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
- Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи/ О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2004. – 216с.
- Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности/ А. А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001. – 294 с.
- Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок/ А. И. Максаков. – М.: Просвещение, – 2003. – 159с.
- Максаков, А. И. Учите, играя/ А. И. Максаков, Г. А. Тумаков. – М.:, Мозаика – Синтез, 2005. –176с.
- Мешкова, Л. В. Развитие речи детей/ Л. В. Мешкова. – СПб.: Питер, 2002. – 315 с.
- Развитие речи у детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 223с.
|