Медведева Наталия Васильевна. Сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Медведева Наталия Васильевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

Аннотация: в статье описывается, как сказка влияет на пополнение и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. В настоящее время вопрос речевого развития дошкольников особенно актуален среди педагогов. Особенно актуальна проблема развития словаря детей дошкольного возраста, ведь именно дошкольное детство является наиболее благоприятным временем для развития словаря. Если в дошкольном учреждении и дома не ведётся достаточная работа в этом направлении, большинство детей на момент поступления в школу, не владея достаточным словарным запасом, испытывает трудности в общении, а это в свою очередь является одной из причин школьной неуспешности. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

 

Именно в детском саду создаются наиболее благоприятные условия для формирования устной речи детей. Согласно ФГОС ДО образовательная область «речевое развитие» является основой — необходимым условием и спутником в освоении других областей. Без устной речи невозможно познание окружающего мира, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, а так же развитие личности в целом. Повсеместное распространение и активное внедрение компьютеров, планшетов, смартфонов в бытовую жизнь ребенка только усугубляет речевые нарушения – речь интонационно не выразительна, словарный запас беден, связная речь отсутствует, грамматический строй нарушен. Совокупность этих явлений является большой проблемой современного общества.

В арсенале педагога существует множество методик и приемов, направленных на понимание, расширение и активизацию словаря дошкольников, применение их происходит систематически и беспрерывно. Особая роль в этом вопросе отводится применению детской художественной литературы, а именно сказок. При использовании сказки в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Чтение детской художественной литературы, а именно сказок позволяет реализовать следующие задачи по обогащению словаря детей дошкольного возраста:

  1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
  2. Закрепление и уточнение словаря.
  3. Активизация словаря.

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.

Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.

Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.

Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.

Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений.

Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка. Работа со сказкой не ограничивается прочтением, содержание прочитанного подробно обсуждается и анализируется, обязательно делаются выводы, задаются вопросы, благодаря которым выявляется степень понимания текста ребенком. В ходе данной деятельности речь не только насыщается новыми словами, но и возрастает понимание их значений. Для полного погружения ребенка в атмосферу сказки часто возникает необходимость визуализировать услышанное — обыграть, инсценировать, этот процесс тренирует ребенка в пересказывании. Дети с огромным удовольствием вовлекаются в процесс прочтения, слушания сказки, в качестве мотивации можно использовать викторину, иллюстрации, костюмы героев и многое другое. Дошкольникам можно предложить самостоятельно развить часть сюжета или же сочинить всю сказку целиком, что несомненно способствует развитию фантазии, воображения. При правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка, развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей. Во время чтения сказки и беседы по ее содержанию между педагогом и воспитанниками возникает очень яркая эмоциональная связь, что в свою очередь благотворно влияет на усвоение нравственных ценностей, заложенных в произведении.

Детям нужно читать даже тогда, когда он уже умеет сам, потому что у них есть потребность в простом прослушивании произведения. Обязательно вместе с детьми нужно побеседовать о прочитанном произведении, задавать вопросы об услышанном, уточнять, выяснять, что понял и извлек для себя ребенок. Это приучит дошкольников делать анализ смысла текста, поможет развитию связной речи, пересказу, дети смогут научиться характеризовать героев произведения, а также выражать свое мнение и отношение к происходящему в произведении и, в конце концов, такая беседа закрепит в словаре ребенка новые слова и активизирует их. В результате к школе ребёнок будет иметь необходимый уровень развития словаря, а также начнет разбираться в грамматических формах своего родного языка.

Сказка вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребёнок захочет переделать что-то в сказке, тем самым сочиняя свое новое произведение.

Благодаря многогранности сказки, развитие дошкольников происходит всесторонне: помимо обогащения духовно-нравственного мира ребенка, расширяется и активизируется словарь. Речь ребенка наполняется богатыми образными выражениями, формами слухового и зрительного русского литературного языка. Мыслительные процессы совершенствуются, что способствует построению словесных логических умозаключений между явлениями и предметами. Возрастает речевая активность во время пересказывания, а так же выразительность речи.

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. –400с.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова – М.: Просвещение, 2001. – 285 с.
  3. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472с.
  4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки/ Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Рудаков – М.: АСТ, 2016. –96 с.
  5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
  6. Козырева, О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи/ О. А. Козырева, Н. Б. Борисова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
  7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. – М.: Либроком, 2004. – 216с.
  8. Леонтьев, А. А. Теория речевой деятельности/ А. А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001. – 294 с.
  9. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок/ А. И. Максаков. – М.: Просвещение, – 2003. – 159с.
  10. Максаков, А. И. Учите, играя/ А. И. Максаков, Г. А. Тумаков. – М.:, Мозаика – Синтез, 2005. –176с.
  11. Мешкова, Л. В. Развитие речи детей/ Л. В. Мешкова. – СПб.: Питер, 2002. – 315 с.
  12. Развитие речи у детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 223с.
Просмотров: 416
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Бетко Юлия Валерьевна. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Данцева. Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Терекбаева Альфия Мурзалиевна. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Медведева Наталия Васильевна. Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Винокурова Татьяна Николаевна. НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь