Ляпунова Инна Напаевна. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Ляпунова Инна Напаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад N 53 Красногвардейского района Российская Федерация, Санкт-Петербург

Основа интеллектуального развития-это и развитие речи ребёнка. Развитие речи ребёнка это и формирование словаря. Как известно — помимо ряда задач, формирование словаря детей, является одной из ведущих в интеллектуальном развитии личности. (Логинова В.И.)

Над становлением педагогических систем речевого развития работали ещё мыслители в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения. Платон, особое значение как средству воспитания, придавал чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Аристотель большое внимание уделял воспитанию в дошкольном возрасте. Дети до 7 лет должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), следует обучать речи. Ян Амос Коменский (1592— 1672), до трех лет, главное внимание уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах — обогащению речи (на основе восприятия вещей), называнию словом того, что ребенок видит.

В качестве средства развития речи Коменский предлагает использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни, сказки о животных (средства развития речи). Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) в обучении родному языку выдвинул три основные задачи 1) обучение звуку, или средству развития органов речи (ЗКР); 2) обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами (Словарь); 3) обучение связной речи. Фридрих Фребель (1782— 1852) развитие речи тесно связывал с наблюдением и игрой Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала (Дары Фребеля). Мария Монтессори (1870— 1952) считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Обеспечение сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом. Становление отечественной методики развития речи берёт начало ещё в начале 19в. Лев Николаевич Толстой (1828— 1910) говорил о воспитании детей путем бесед, чтения. Л. Толстой создал «Азбуку» и «Книги для чтения» для обучения детей в Яснополянской школе. Рассказы как образцы русской словесности нашли широкое применение в школах, и дошкольных учреждениях. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870) обосновал теоретически и разработал целостную систему обучения родному языку. Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т. е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи (связная речь); усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка в начальной школе. Елизавета Ивановна Тихеева (1867— 1944) создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: 1) развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; 2) накопление содержания речи; 3) работа над формой речи, ее структурой. Как одну и самых главных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста задачу развития речи определяет Сохин Феликс Алексеевич (1928 -1989). По его определению основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

«Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильной речи, развитие связной речи (диалогической и монологической) Бородич А. М. определяет общую задачу формирования правильной устной речи и выделяет составляющие её частные задачи 1. Развитие словаря. 2. Формирование грамматической стороны речи. 3. Воспитание звуковой культуры речи. 4. Формирование разговорной (диалогической) речи. 5. Обучение рассказыванию (монологической речи). 6. Ознакомление с художественной литературой. 7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых трёх лет. Методику развития речи детей первых трёх лет, в течении многих десятилетий, разрабатывали известные учёные и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и другие т.к. «В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности». «Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.» В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря, используя вопросы: что это? как это называется? При общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и расширение общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи, т.к. именно в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и пользоваться средствами массовой информации. Как отмечает В.И. Логинова «.. в 1 год малыш активно владеет 10—12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3—3, 5 тысяч.» Результат познания закрепляется в слове благодаря этому осознаётся человеком и в процессе общения передаётся другим людям. ".. процесс овладения словарем..." "... имеет специфические особенности." Одна из них содержание словаря детей: «... ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко». «Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова». Так же словарь детей значительно меньше словаря взрослого по объёму т.к. опыт познания и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем мал. Исходя из этих особенностей словаря, определены задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду. 1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения. 2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает: а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им. 3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения. Эти особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду: а) опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности (в структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности: труд, игра, занятия, бытовая деятельность); б) связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях: 1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д. На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т. е. то, с чем они сталкиваются повседневно. Установление связей между, предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда. Поэтому в последующих возрастах задача пополнения словаря названиями предметов и действий с ними решается попутно, по мере того как ребенок сталкивается с новыми предметами. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Н.А. Стародубова так определяет задачи словарной работы в детском саду. 1. Обогащение словаря детей. 2. Закрепление и уточнение словаря. 3. Активизация словаря детей. 4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Дошкольники усваивают обществоведческий словарь; бытовой словарь; лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством; лексику, необходимую для общения, для выражения собственных мыслей. Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, признаков, свойств, действий и процессов. В грамматическом отношении это слова-существительные, слова-глаголы, слова-прилагательные и слова-наречия. Источниками развития словаря являются: 1) наблюдения над окружающей действительностью; 2) общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность); 3) речь взрослых дети заимствуют у взрослых слова в их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат; 4) художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения. Обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни — основные формы работы над речью детей. В процессе разнообразной деятельности взрослый может целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, если учить его: обращаться с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь и т.п. С малышами надо обо всём говорить поддерживать эмоциональный контакт, слышать их первые самостоятельные суждения и радоваться за них. Воспитатель, осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течении дня, должен владеть соответствующими методами и приёмами. Так, в соответствии с целью, занятия проводят или со всей группой детей или по подгруппам. Программный материал периодически повторяется. Освоение программного материала продолжается и после окончания занятия. Комбинированные занятия начинают занимать значительное место по сравнению с более ранним возрастом. Важно эмоционально заинтересовать детей, включить их в работу. Необходимо поддерживать интерес детей к занятиям, добиться того, чтобы они не мешали друг другу, хорошо видели воспитателя, исключить отвлекающие моменты. Речь воспитателя должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Педагог учит понимать вопрос и отвечать на него. Если ребёнок молчит можно подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос. Эффективность работы так же повышают следующие факторы: чередование различных приёмов работы с игровыми заданиям, сочетание хоровых ответов с индивидуальными, использование разнообразных демонстрационных материалов, использование заданий, направленных на то, что бы дать детям возможность сменить позу, подвигаться. Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляется практически во всех видах детской деятельности. К приёмам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребёнку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, объяснение происхождения слова, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием. К приёмам активизации словаря можно отнести следующие: вопросы, дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи, договаривание детьми слов, сочетание показа и объяснений с игрой детей, поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания.

Таким образом, задачи словарной работы: обогащение словаря, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря. Приёмы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, объяснение происхождения слова, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием. Приёмы активизации словаря: вопросы, дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи, договаривание детьми слов, сочетание показа и объяснений с игрой детей, поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания.

Библиографический список:

  1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи- М,2002.
  4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2007.
Просмотров: 572
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Вакуленко Екатерина Александровна. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Шатилова Мария Михайловна. Долгосрочный проект «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи»
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Ансон Татьяна Николаевна. Методическая разработка и реализация проекта 'Формирование навыка диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по развитию речи с использованием игр, в том числе игр-драматизаций
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь