Карасева Ирина Леонидовна Караборина Ирина Анатольевна. Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ

Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ

  • Карасева Ирина Леонидовна
  • Караборина Ирина Анатольевна

воспитатели I категории МБДОУ «Колосок» г. Черногорск Республика Хакасия

Есть в городе Черногорске небольшой уютный дом для ребят с нарушением зрения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок». Расположен он вдали от городского шума, суеты больших дорог и многоэтажек.

Наш детский сад — специализированное учреждение, главная задача которого – не дать зрительному заболеванию нарушить общий ход развития малыша, создать условия для формирования полноценной личности, интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

 

Мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрения, и поэтому основной целью нашей работы является успешная социальная адаптация детей в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей.

Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

Процесс социализации детей с нарушением зрения осуществляем в нескольких направлениях:

  • адаптация ребенка к предметному миру: развитие познавательной активности на основе полисенсорного восприятия предметного мира, расширение бытового и социального опыта детей.

Мы стремимся достичь мобильности, самостоятельности, уверенности у детей, приучаем активно исследовать и осваивать окружающий мир, развиваем любознательность и сообразительность, эрудицию.

  • адаптация ребенка к социальной среде: это развитие общения, формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Мы вместе учимся быть доброжелательными, культурными, в играх и ежедневных ситуациях общения учимся договариваться, уступать, сопереживать, помогать, разрешать споры без конфликтов. Мы умеем радоваться успехам других и уверены в собственных силах.

  • адаптация ребенка к собственному «Я»: это формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Мы помогаем детям оценивать собственное положение в семье, в группе сверстников; помогаем понять свою индивидуальность, уникальность; вместе находим и открываем все новые способности и возможности.

Эти основные направления социализации формируем в процессе различных видов детской деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема познавательного материала.

Первостепенной задачей педагогов является организация предметно-развивающей среды, соответствующей потребностям деятельного ребенка, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, согласно принципам развивающего обучения ФГОС.

Все игры, пособия в группе доступны детям, оснащение Центров развития постоянно обновляется, меняется в соответствии с возрастом детей, с тематическим планированием.

Процесс социальной адаптации ребенка с нарушением зрения начинается со знакомства с ближайшим предметным окружением.

С момента поступления малыша в детский сад мы начинаем обучать его способам сенсорного обследования предметов. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Значит, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, сравнивает, рассуждает, тем быстрее и комфортнее он осваивается в окружающем пространстве, социуме.

Мы предлагаем детям игры и упражнения на развитие восприятия, с опорой на сохранные анализаторы, развитие мелкой моторики, ориентировку в пространстве, знакомство с предметным окружением. Для этого используем разнообразные пособия, конструкторы, красочные атрибуты из разных материалов, творчески перерабатываем знакомые детям игры.

«Чудесный мешочек». Малыши обследуют руками большие и маленькие предметы, называют их; а старшие дошкольники учатся нащупывать лежащие в мешочке детали и определять, частью каких предметов, игрушек они являются.

Группа игр «Собери на ощупь». Эти игры предлагаем старшим дошкольникам. Дети надевают специально изготовленные мягкие маски на глаза и на ощупь складывают знакомую пирамидку; находят в корзинке и собирают на шнурок крупные бусины одинаковой формы; выкладывают дорожку объемного геометрического домино и т.д.

Для развития тактильной чувствительности предлагаем игры:

«Найди друга по представлению» (авторская). Ребенку – «исследователю» с маской на глазах предлагают обследовать руками стоящего перед ним другого ребенка – «объект», называя вслух обнаруженные признаки, детали (волосы собраны в хвостик, в ушах сережки, длинный рукав, есть поясок и т.п.). Затем «исследователь» снимает маску и находит среди детей свой «объект», опираясь на названные признаки.

«Узнай на ощупь». Перед ребенком на столе воздушные шарики-мешочки, наполненные крупами, сахаром, мелкой мозаикой, бусинками и т.п. Ребенок угадывает, что в каждом и кладет шарик-мешочек на картинку с изображением этого наполнителя.

«Угадай, что звучит и найди это на ощупь». Игра развивает слуховое внимание и осязание.

«Сосчитай язычком». Дети берут с тарелки щепотку сухих завтраков или нарезанную кубиками морковь (яблоко), кладут в рот и пытаются сосчитать, сколько кусочков им досталось. Можно считать то, что видишь, то, что слышишь, то, что ощущаешь пальцами, а можно считать язычком. Это и вкусно и полезно!

Такие, достаточно сложные, игры можно предлагать детям, уже имеющим определенный сенсорный опыт. Старшие дошкольники азартно и с удовольствием соревнуются друг с другом.

Мы не случайно так подробно остановились на развитии восприятия. Считаем, что подобные игры стоит использовать и в обычных детских садах. Они не только развивают осязание, мелкую моторику, но и приучают ребенка прислушиваться к себе, концентрироваться на своих ощущениях и каждый раз убеждаться в том, что можно «видеть» и понимать происходящее пальцами, ушами, языком… Это ощущение первооткрытия интересно даже взрослым! Попробуйте!

Таким образом мы осваиваем окружающий предметный мир. И это только первый этап социальной адаптации.

Формирование чувственного, сенсорного опыта дошкольников, развитие наглядно-действенного мышления является основным направлением нашей работы в младшей и средней группах; а в старшем дошкольном возрасте приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает развитие более сложных мыслительных операций.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Поисковые задачи формируют базовые умения, так необходимые школьникам: умение анализировать, планировать свои действия, рассуждать, делать выводы, проявляя при этом творческие способности. Мы используем развивающие методики, сборники игр разных авторов (Венгера, Дьяченко, Михайловой, Котовой Е.В., Кузнецовой С.В.) Изготовили много пособий-карт по методике отечественного психолога Зака А.З. «Будем смышлеными!».

Социально-бытовая ориентировка. С момента поступления ребенка в детский сад, мы знакомим малыша с помещениями группы, детского сада, прилегающей территорией, развиваем умение ориентироваться в окружающей обстановке через путешествия, экскурсии, игры.

В старшем дошкольном возрасте расширению бытового и социального опыта детей способствуют не только развивающие, сюжетно-ролевые игры, но и экспериментирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.

Второе направление социальной адаптации детей с нарушением зрения – это общение, освоение социальной среды. Для развития общения, способов эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, мы используем разнообразные игры, опыт других педагогов, элементы социо-игровой педагогики:

«Волшебная палочка», «Встань по пальцам», «Буква-хоровод», «Слухачи», «По правде и понарошку» и др. Эти игры и упражнения направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от него, умение слушать и слышать другого человека, разрешать конфликтные ситуации, учат способам вербального и невербального взаимодействия.

Например, знакомую всем игру «Поменяйтесь местами» — мы немного изменили, придумали с ребятишками стишок-считалку для выбора водящего:

Ветер дует, задувает,

Все вокруг перемещает.

1-2-3-4-5, говори, кому бежать!

Ребенок задает признак, свойство, по которому дети должны пересесть, перебежать на другие места. Веселая, подвижная игра развивает наблюдательность, внимание к деталям внешности, одежды своей и окружающих, дружелюбие.

Адаптация ребенка к собственному «Я»

Целью социально-психологической адаптации детей с нарушением зрения является достижение такого психологического состояния, когда ребенок воспринимает свой зрительный недостаток как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того.

Игры на самоутверждение, осознание собственного «Я» ( «Фанты», «Обыгрывание сказок», «Стихи по ролям», «Волшебные очки», «Расскажи мне обо мне» и др.) помогают устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты; создают благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Стоит особо отметить, что сложный процесс социализации осуществляется лишь общими усилиями всех субъектов педагогического процесса. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями воспитанников. Мы проводим детско-родительские акции, марафоны, тематические вечера, концерты, Дни открытых дверей, устраиваем театральные постановки силами родителей.

Педагоги организуют экскурсии в музеи, посещают с детьми театральные и цирковые представления, выставки.

Добрые дружеские отношения сложились у нас с Городским обществом слепых. Наши ребята участвуют в ежегодных праздниках, получают подарки, призы.

Уже несколько лет юных артистов с песнями, танцами и поздравлениями приглашают в городскую библиотеку.

Очень важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольникам пробовать себя в творчестве, и побуждали их к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, элементарные умения и навыки.

В рамках городского театрального фестиваля дети показали Представление — поучение «Умные сказки про глазки». Идея события направлена на профилактику снижения зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

Вовлечение детей в театральную деятельность способствует их внутреннему раскрепощению, снятию чрезмерного возбуждения, тревожности, зажатости. В процессе сотворчества педагогов и детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, создаются условия для развития воображения и творческих способностей детей. Участие в постановках помогает дошкольникам обрести уверенность в себе.

Мы учим дошкольников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

Наши воспитанники активно участвуют не только в городских и региональных, но и во всероссийских детских конкурсах, становятся дипломантами.

Несмотря на свой малый возраст, девчонкам и мальчишкам нравится соревноваться со сверстниками из других регионов в смекалке и выдумке. А сколько радости они испытывают, получив красочные дипломы!

Освоение специальной коррекционной и общеобразовательной программ, слаженная система взаимодействия специалистов детского сада и родителей позволяют преодолевать проблемы развития наших дошколят, они успешно продолжают обучение в школах города, активно участвуют во всех сферах школьной и общественной жизни, радуют нас своими успехами.

Расширяя социальный опыт детей с нарушением зрения через взаимодействие с социумом, мы, педагоги детского сада, стараемся сделать процесс сохранения и улучшения зрения у наших воспитанников радостным и полезным. Важно научить ребенка не только читать и писать, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к людям, к жизни.

Просмотров: 520
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Елена Рябоконь. Социальная адаптация детей с нарушением зрения 'Развивая - играем'
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Залужная Елена Николаевна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. «Мы играем, считаем, глазки лечим, призы получаем!»
  • Белякова Елена Николаевна. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Уразбахтина Юлия Сергеевна. Формирование сэнсорных эталонов у детей раннего возраста с нарушением зрения.
  • Гордеева Татьяна Анатольевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МАША И МЕДВЕДЬ» (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ)
  • Цвигун Ирина Анатольевна. Конспект итоговой НОД по ОО ООП «Ознакомление с природой» в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения «Мой Крым»
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь