Авторы:
- Скворцова Надежда Никоноровна — воспитатель высшей категории
- Искимжи Екатерина Петровна — воспитатель высшей категории
Адрес: город Москва, ГБОУ №1034 здание по адресу улица Братеевская дом10 корпус2
Цель:
- Закрепить экологические знания детей, продолжать раскрывать детскую душу в общении с природой.
- Продолжать развивать разговорную речь детей, умение выражать свои мысли.
- Развивать диалогическую речь.
- Совершенствовать механическую память, умение строить общение с взрослыми.
Задачи:
- Вызвать у детей желание рассказывать, как из икринки вырастает лягушка: что нужно лягушке, чтобы охотиться, плавать, дышать; вспомнить, кого боится лягушка и почему. Дать детям возможность объяснить, для чего лягушке перепонки и как язык помогает ей ловить комаров.
- Развивать способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
- Формировать предпосылки к поисковой деятельности.
- Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе.
- Развивать познавательные способности детей в совместной практической деятельности с родителями.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы (стихи И. Токмаковой, сказка «Царевна – лягушка», «Лягушка – путешественница», заучивание считалок)
- Рассматривание иллюстраций, беседы
- Изготовление вместе с детьми дидактических пособий по этой теме, игрушек – самоделок из бумаги ( «болото», «лягушки – попрыгушки»).
Оборудование к занятиям:
1. Группа оформлена в виде уголка, близкого к природе (много иллюстраций с изображением леса, ширма с большим количеством насекомых).
Занятие проходит на фоне музыки «Голоса птиц».
2. Из бумаги зеленого цвета склеен большой круг – пруд (ширина 10см и вверху бахрома).
3. На каждого ребенка красочная шапочка – лягушка.
4. Комплект из 6 карточек, красочно нарисованных:
- икра лягушки,
- 4 – стадии развития головастика,
- взрослая лягушка,
- водоем, в котором живет лягушка,
- илистое дно, в которое зарывается лягушка на зиму,
- прибрежные заросли растений, в которых она охотится.
- В «пруду» рыбки, неподалеку на камнях яркие лягушки, выполненные оригами крупного размера.
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей к себе и просит отгадать загадку:
Глядятся в него Молодые рябинки. Цветные свои Примеряют косынки.
Глядятся в него Молодые березки – Свои перед ним Поправляют прически.
И месяц, и звезды – В нем все отражается… Как это зеркало называется? (пруд, озеро)
После этого предлагает отправиться на прогулку на пруд. Немножко проходим по тропинке и подходим к пруду. Идет беседа, что заканчивается весна, припекает солнышко, скоро дети будут купаться и загорать. Кто-то из детей предлагает попробовать воду в пруду. Дети подхватывают эту идею. Начинается психогимнастика. Дети играют с водой: прослеживают падение капель, любуются прозрачностью воды.
Неожиданно для всех оказываемся у карточки с изображением икры лягушки, которую у самого берега опускает воспитатель. Напротив карточки ложатся 2 ребенка, изображающие икринки.
На вопрос «А это что за шарики?» дети отвечают: «Это мы, икринки лягушки. Попробуйте, какие мы липкие, прозрачные, с черной точкой». Объяснение сопровождается рассматриванием карточки.
Воспитатель обращает внимание детей, как это интересно, и просит пройти дальше.
Неподалеку кладет карточку головастика, два ребенка изображают головастиков и объясняют, что через некоторое время из прозрачных шариков вырастают головастики, мало чем похожие на лягушку.
Воспитатель: «Почему вас так называют?»
Дети отвечают: «Потому что у нас большая голова, маленькое туловище и хвостик», — идет сопровождение по картинке.
Продолжаем идти вдоль пруда. Появляется следующая карточка, и три ребенка изображают изменения головастиков. Объясняют, что мы, головастики, растем быстро, и у нас появились задние лапки (имитируют). Следующие дети изображают головастиков с передними лапками.
Воспитатель подводит итог: «Теперь головастик похож на лягушку?»
Дети: «Похож».
Воспитатель: «А чем он отличается?»
Дети: «У него есть хвост».
Воспитатель берет карточку, закрывает хвост и говорит, что проходит время, и хвост у головастика отпадает. Головастики превращаются в лягушек.
Дети (поскольку все они прошли стадии от икринки до лягушки) быстро одевают себе на голову шапочки лягушек.
Воспитатель делает поворот и удивляется: «Как много лягушек!»
Продолжается проверка знаний.
- Лягушки, что вы здесь делаете?
- Охотимся!
- За кем?
Дети перечисляют: за паучками, комарами, стрекозами, мухами, жучками.
Воспитатель спрашивает: «Вот все те, за кем вы охотитесь, как называются одним словом?»
- Насекомые!
- Лягушки, а вы всегда охотитесь утром?
- Мы охотимся утром, вечером и ночью, когда не очень жарко и наша кожа не высыхает».
Воспитатель продолжает: «Хорошо, охотитесь вы на берегу, а где же вы живете?»
Дети – «лягушки»: «Живем мы в воде, вот в этом пруду».
Воспитатель: «Что содержится в воде, необходимое для жизни лягушки?»
«Лягушки» все объясняют: «В воде есть воздух, которым мы дышим. Дышим мы, как человек, воздухом. Еще есть в воде растения, в которых мы прячемся. Кроме воздуха и растений, есть на дне водоем ил, в него лягушка зарывается, когда погружается на зиму в спячку».
Воспитатель подчеркивает, что очень интересно было с вами встретиться, как много интересного вы о себе рассказали. Из вашего рассказа можно сделать вывод: все в природе взаимосвязано – растения, животные, окружающая среда.
В это время из спальни в костюме аиста выходит мальчик. Все дети – «лягушки» в один момент с берега прыгают в пруд и уплывают. Воспитатель бежит вдоль берега и зовет лягушек. Переплыв пруд (дети имитируют плавание лягушки), «лягушки» поднимают головы и квакают. Воспитатель спрашивает: «Почему так быстро вы уплыли? Что случилось?»
«Лягушки» объясняют: «На охоту вышел аист».
Выясняем, кто еще любит охотиться за лягушками. Лягушками питаются аисты, барсуки, выдры, филины, ужи. На вопрос «Как вам удалось так быстро приплыть к противоположному берегу?» — «лягушки» охотно объясняют, что лягушки отличные пловцы. У лягушек есть перепонки, похожие на ласты, которыми пользуется человек, когда плавает: в ластах его скорость увеличивается. Лягушке ласты не нужны: они у нее и так есть – это перепонки. Дети четко показывают две руки, имитируя между пальцами перепонками.
Дальше воспитатель предлагает «лягушкам» выпрыгнуть на берег: «Здесь ваших врагов нет, мне очень приятно с вами беседовать». «Лягушки» выпрыгивают и усаживаются.
Воспитатель обращает внимание: «Почему вы все такие зеленые?» Ответы «лягушек»: чтобы и в воде, и на берегу нас было трудно заметить. В воде мы тоже часто прячемся среди водных растений, водорослей. Мы не заметны и для тех, кого сами ловим. Именно поэтому лягушки зеленого цвета.
Воспитатель обращает внимание на ребенка, одетого по-особенному: «А это что за лягушка?»
Ответ: «Я пятнистая лягушка, меня еще труднее заметить». Дальше воспитатель обращает внимание на ярких по окраске лягушек, которые сидят вдалеке на камнях: «А это кто?»
Ответы «лягушек»: «Это наши подружки. Своей окраской они отпугивают тех, кто хочет ими полакомиться. Часто такие яркие лягушки бывают ядовиты». Здесь же кто-нибудь из детей (по желанию) объясняет, что зеленые лягушки совершенно неопасны для человека: «Беззащитны мы и требуем от человека бережного отношения».
Воспитатель продолжает: «Смотрю я на вас: вы такие красивые, и кваканье ваше не хуже птичьего щебетанья». Идет сравнение: усиливается звук на магнитофоне, и «лягушки» слушают щебетанье птиц (кассета «Голоса птиц»). После прослушивания исполняется лягушачья песня:
Ква-ква-ква! Надоела нам вода! Просто ква-ква-ква-ши нам сюда! Ква-ква-ква-су нам сюда!
- Это было прекрасное кваканье! А еще вы нужны в природе.
Дальше «лягушки» объясняют, что им помогают прыгучесть и язык. Ответы детей продолжаются: «Мы, лягушки, — отличные охотники». Все дети высоко на двух ногах подпрыгивают. Воспитатель удивляется такой прыгучести. Далее «лягушки» объяснили, что когда они видят комара, то моментально «выбрасывают» далеко вперед язык и ловят им комара. Язык у лягушки необычный: он может становиться очень длинным. У людей язык прикреплен задним концом (дети шевелят языком и высовывают его, а потом рукой изображают язык лягушки). Добавляют, что язык у лягушек будто намазан клеем, насекомые «прикрепляются» к языку и никак им не выбраться: у лягушки есть маленькие, но крепкие зубки-бугорки.
Дальше воспитатель обращает внимание на рыбку, которая рядом в «пруду». Ответы детей: «Это наши соседи-рыбки. Рыбки живут только в воде, а мы, лягушки, и на суше, и в воде. Рыбам в глаза не попадают соринки, пыль: в воде их нет. Поэтому у рыб нет век, они им просто не нужны. А вот у лягушек есть веки, так как на суше ей иногда приходится защищать глаза от пыли и она их закрывает».
Далее воспитатель спрашивает: «Что это вы, лягушки, все ближе и ближе к воде, вам хочется поплавать?
Ответы «лягушек»: «Да!»
Воспитатель: «А что, вы здесь прямо у берега живете все?»
Ответы «лягушек»: «Нет! У каждой лягушки есть свой дом, свой участок, который она хорошо знает. И если она окажется вдали от своего дома, то она найдет дорогу и вернется».
Все вместе:
«Не нужно ловить лягушек и брать их с собой, они должны жить дома!»
«Лягушки» прыгают в «пруд» и имитируют плавание.
|