Министерство образования Московской области Управление образования Ленинского муниципального района Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Гармония»
Составитель: Педагог дополнительного образования Микенина Евгения Андреевна пос. Развилка
ТЕМА УРОКА Аппликация «Грибной дождь» Цель урока: освоение техники работы с тонкими полосками бумаги, и ,как следствие, создание сюжетно-тематической аппликации «Грибной дождь».
Задачи урока: обучить детей соотносить реальные события и создать своими руками образ этих событий; знакомство детей с приемом работы с полосками бумаги «капелька»; развитие зрительного контроля действия рук; знакомство детей с принципом «симметрии» и «ассиметрии»; предоставление возможности каждому ребенку проявить самостоятельность в выборе месторасположения капелек на картине; выявление и закрепление бережного отношения к природе. расширение кругозора детей, стимулирование творческого воображения и фантазии; воспитание усидчивости и терпения, развитие мелкой моторики пальцев
Методические пособия: 1) Литература - стихотворение «Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист», стихотворение Алексея Суркова «Грибной дождь» 2) Музыка («Звуки природы – Дождь, Гроза»), 3) Изобразительное искусство (А.М. Васнецов «После дождя»), 4) Мультипликация (Мультфильм «Дождик, дождик, пуще»), 5) Физика (Объяснение причин дождя)
Раздаточный материал: перед каждым ребенком лежит индивидуальная подставка для работы, ушные палочки для клея, необходимое количество бумажных полосок, картон для наклейки капелек, полоски для изготовления окна на картоне; кроме того, для двоих обучающихся стоит сосуд для клея.
Компоненты развивающей образовательной среды: Методы обучения, позволяющие реализовать эти компоненты: Информационный компонент Информационно-рецептивный метод или объяснительно-иллюстрационный 1. Пример поделки, изготовленной педагогом - наглядно демонстрирует ребенку окончательный вариант поделки. Это подстегивает фантазию детей и направляет ее в русло самостоятельного творческого решения; 2. Репродукция картины А.М. Васнецова - знакомство детей с произведением искусства на заданную тему, тем самым расширяя кругозор и мировоззрение учеников; 3. Диск с музыкой «Звуки природы» - воздействует на мозг ребенка, улучшая психические процессы внимания, концентрации, восприятия, запоминания, снижает уровень тревожности; 4. Графическое изображение возникновения дождя – наглядно демонстрирует процесс возникновения дождя, отвечая на возникшие вопросы детей. Социальный компонент Исследовательский метод Обсуждение между детьми группы выбора цвета полосок, месторасположение готовых «капелек», взаимодействие друг с другом путем общения. Дети самостоятельно действуют путем сравнения и сопоставления и добиваются результата Предметный компонент Хорошая подготовка к уроку, наличие демонстрационных материалов отличного качества, приветствуется возможность показать детям мультфильм о дождике. Это занятие желательно проводить весной или осенью, чтобы можно было обсудить с детьми недавно прошедший или идущий за окном дождь. Личностный компонент Для занятия можно использовать метод эмпатии, как часть игры в подготовке к занятию. Также есть смысл попробовать вариант с методом смыслового видения или метод образного видения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в класс, здороваются, рассаживаются. Из приемника звучит музыка «Звуки природы «Дождь». Педагог: Здравствуйте, ребята! Прислушайтесь, что вы слышите? Дети прислушиваются к музыке и отвечают «Дождь». Правильно, это дождь идет, стучит по крыше, по земле, по окнам. И на стеклах остаются капельки дождя. Вот такую поделку мы сегодня с вами будем делать. Еще я приготовила вам показать картину великого русского художника Васнецова «После дождя». Дети между собой и с педагогом обсуждают элементы картины. Педагог: А пока давайте сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы разогреть наши ручки. Физкультминутка «Дождик, кап-кап-кап». Напоминание техники безопасности при работе с клеем и ушными палочками. Педагог: Для того чтобы потом не перепутать чья эта поделка, давайте самостоятельно подпишем ее. Дети пишут свое имя на оборотной стороне картона. Педагог: Отлично, теперь мы не запутаемся. А сейчас мы сделаем окно, на котором останутся капельки дождя. Как мы на рисунках изображаем окно? Какая буква алфавита получается? Дети отвечают, что буква «Т» и приклеивают полоски. А лист картона это какая геометрическая фигура? Дети отвечают «Прямоугольник». А когда мы наклеили полоски, сколько прямоугольников у нас получилось? Дети отвечают «3». Педагог: Молодцы, первую часть нашей поделки мы успешно сделали. Теперь отложим наше окно подсохнуть и изготовим капельки. Педагог показывает технику изготовления «Капельки» из тонких полосок, дети, не склеивая, повторяют. После того, как они усвоили технику, склеить 7-9 «капелек». Педагог: Очень хорошо! Всё сделали правильно и аккуратно. А теперь, не приклеивая к «окну», покажите мне, как ваши капельки будут расположены на стеклах. Дети прикладывают капельки так, как им нравится. Педагог: Умницы! А теперь поднимайте каждую капельки по очереди, наносите немножко клея и приклеивайте в том месте, откуда вы ее подняли. Дети заканчивают поделку. Педагог: Занятие закончено, вы очень хорошо потрудились. Давайте наведем порядок на своем рабочем месте – положим ушные палочки в сосуд для клея, положим аккуратно и ровно подставку. Спасибо вам за занятие!
|