Кудашова Нина Викторовна. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы.

«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

 

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим.

Методы экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:

  1. наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.;
  2. эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях;
  3. трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.;
  4. ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.;
  5. проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей и птиц в лесу и городе, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок;
  6. экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности;
  7. чтение художественной литературы о природе;
  8. беседы с детьми о природе и человеке;
  9. прослушивание музыкальных произведений;
  10. изготовление поделок из природного материала;
  11. организация тематических праздников и утренников.

Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы. Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла). Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни.

Для того чтоб знания детей были системными, в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия по экологическому воспитанию. Тематика таких занятий определяется программными требованиями к каждой возрастной группе. Экологическое воспитание дошкольников базируется на знаниях детей о природе, а также о трудовой деятельности человека, как в использовании природных ресурсов, так и в их защите и преумножении.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление, начал экологической культуры.

Программа С. Николаевой «Юный эколог», решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

Экологическое воспитание в процессе ознакомления с природой включает следующие компоненты:

  • организованная деятельность
  • моделирование
  • наблюдение
  • экологическая лаборатория
  • театральная деятельность
  • игры
  • прогулки
  • уголок природы
  • работа с родителями.

Для гармоничного развития личности дошкольника необходима системная, целенаправленная работа по экологическому воспитанию, что является эффективным средством развития ребенка.

Приведем примеры инновационных форм экологического образования по возрастам (4, с. 88)

  • Младшая группа: огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
  • Средняя группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе; огород, где имеются свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Работа с родителями – это совместные вечера досуги, традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала.
  • Старшая и подготовительная к школе группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведенное для экскурсии по экологической тропе; имеется огород, на котором дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть экологическая лаборатория, в которой есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге это работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. Работа с родителями – традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала, экологический марафон «Маленький принц». (4, с.88)

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования (3). Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий.

В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтение книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях, а также через участие в экологическом марафоне «Маленький принц» (7).

На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передают «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, темные цвета.

Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуком (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы.

Проблему формирования экологической культуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками.

Воспитание экологической культуры дошкольников осуществляется под руководством воспитателей, специалистов и родителей. Совместно они осуществляют природоохранные действия делают кормушки для зверей и птиц, сооружают из еловых веток убежища для птиц, организовывают сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц. Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.

Таким образом, в процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира (6). Команда детей не однократно награждается грамотой лауреат районного экологического конкурса «Маленький принц».

Литература.

  1. Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников. 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011- 122с.
  2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2010. — №7. с. 3-9.
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
  4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. – с. 10-14.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 184с.
  6. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 257с.
  7. Панько Е.А. «Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: базисная программа и методические рекомендации /под редакцией Панько Е.А. 3- е издание. – Минск: НМЦентр, 2008. – 471с.
Просмотров: 578
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Пунтус Ирина Игоревна. Воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала.
  • Турлина Равиля Равильевна. «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы.
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Макарычева Юлия Николаевна. План работы по самообразованию воспитателя 'Экологическое воспитание дошкольников'
  • Цвигун Галина Степановна. «Экологическое воспитание детей в детском саду»
  • Буланова И. П., Кузнецова Н.Е.. Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Незнанова Галина Васильевна. Экологическое воспитание дошкольников «С детьми, для детей, для души…»
  • Короткова Надежда Владимировна. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕТСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Ноздрина Инна Евгеньевна. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях
  • Щеглова Татьяна Михайловна Язикова Ирина Александровна. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой ближайшего окружения
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Вирт Любовь Андреевна. «Экологическое воспитание старших дошкольников в дошкольной образовательной организации»
  • Ольга Васильевна Матвеева. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
  • Жеребцова Татьяна Николаевна. Основные направления работы по формированию начал экологической культуры у дошкольников
  • Ревицкая Валентина Максимовна. Педагогический опыт: Тема опыта: Формирование начал экологической культуры у дошкольников с использованием метода наблюдения
  • Павлова Наталья Викторовна. Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности
  • Казакова Галина Николаевна. Доклад на тему: «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»
  • Осипюк Татьяна Александровна. Экологическое воспитание младших дошкольников через дидактическую игру
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь