Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы.
«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души!»
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача этого раздела – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. Воспитание экологической культуры начинается с самого раннего детства, когда кроха впервые видит котенка и оказывается перед выбором, погладить его или прогнать. Малютка еще не знает, как правильно поступить. И толкает котенка не от злости и грубости, а от отсутствия знаний и опыта. И именно от того, как отреагируют взрослые (улыбнуться, потешатся или огорчатся), будет зависеть, каким вырастет малыш по отношению к братьям нашим меньшим.
Методы экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников – первая ступенька длинного и трудного пути, на котором родители становятся не только носителями знаний о природе, но и образцом для подражания. Методы экологического воспитания детей разнообразны. Это может быть:
- наблюдение за растениями, животными, явлениями природы, условиями внешней среды, климатом и т.д.;
- эксперименты в природе от простого таяния снега и льда в руках у малышей до выращивания привитых веточек на деревьях;
- трудовая деятельность детей в живом уголке, на цветнике, в огороде, а также изготовление скворечников, кормушек и т.д.;
- ведение календарей природы и погоды, дневников наблюдений, зарисовок и т.д.;
- проведение специальных природоохранных акций по подкормке зверей и птиц в лесу и городе, изготовлению новогодних экибано вместо украшения живых елок;
- экскурсии, прогулки, экспедиции по сбору природного материала для самостоятельного художественного творчества, а также для составления туристических маршрутов и карт местности;
- чтение художественной литературы о природе;
- беседы с детьми о природе и человеке;
- прослушивание музыкальных произведений;
- изготовление поделок из природного материала;
- организация тематических праздников и утренников.
Экологическое воспитание в детском саду строится на этих методах и ориентируется на уровень знаний и опыта детей каждой возрастной группы. Так, если детям 3-4 лет даются знания о том, что живому растению необходимы вода и свет, то у детей 5-6 лет педагог формирует понятия зависимости роста и развития растений от целого комплекса условий (влаги, состояния и качества почвы, количества света и тепла). Если малыши младшей группы учатся узнавать 2-3 вида птиц по окраске и звукам, то старшие дети уже расскажут Вам о причинах миграции птиц, способах выживания зимующих пернатых, а также о роли человека в их жизни.
Для того чтоб знания детей были системными, в дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия по экологическому воспитанию. Тематика таких занятий определяется программными требованиями к каждой возрастной группе. Экологическое воспитание дошкольников базируется на знаниях детей о природе, а также о трудовой деятельности человека, как в использовании природных ресурсов, так и в их защите и преумножении.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление, начал экологической культуры.
Программа С. Николаевой «Юный эколог», решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.
Экологическое воспитание в процессе ознакомления с природой включает следующие компоненты:
- организованная деятельность
- моделирование
- наблюдение
- экологическая лаборатория
- театральная деятельность
- игры
- прогулки
- уголок природы
- работа с родителями.
Для гармоничного развития личности дошкольника необходима системная, целенаправленная работа по экологическому воспитанию, что является эффективным средством развития ребенка.
Приведем примеры инновационных форм экологического образования по возрастам (4, с. 88)
- Младшая группа: огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
- Средняя группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе; огород, где имеются свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Работа с родителями – это совместные вечера досуги, традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала.
- Старшая и подготовительная к школе группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведенное для экскурсии по экологической тропе; имеется огород, на котором дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть экологическая лаборатория, в которой есть всё необходимое для проведения различных опытов. В итоге это работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки её проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает. Работа с родителями – традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала, экологический марафон «Маленький принц». (4, с.88)
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования (3). Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий.
В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтение книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях, а также через участие в экологическом марафоне «Маленький принц» (7).
На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передают «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, темные цвета.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуком (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы.
Проблему формирования экологической культуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками.
Воспитание экологической культуры дошкольников осуществляется под руководством воспитателей, специалистов и родителей. Совместно они осуществляют природоохранные действия делают кормушки для зверей и птиц, сооружают из еловых веток убежища для птиц, организовывают сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц. Тщательно продуманная и правильно организованная работа по экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.
Таким образом, в процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира (6). Команда детей не однократно награждается грамотой лауреат районного экологического конкурса «Маленький принц».
Литература.
- Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников. 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011- 122с.
- Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2010. — №7. с. 3-9.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
- Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. – с. 10-14.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 184с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 257с.
- Панько Е.А. «Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: базисная программа и методические рекомендации /под редакцией Панько Е.А. 3- е издание. – Минск: НМЦентр, 2008. – 471с.
|