Короткова Н.В. ГБДОУ № 16 Адмиралтейский район Санкт-Петербурга
Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
Дети, особенно если они проживают в крупном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой. Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого листочка и цветка. Сегодня взрослые должны помочь дошкольнику испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка.
Теоретические основы рассмотрения экологического сознания были заложены в научных и социально-философских концепциях ХХ-го века: «Ноосферное учение» В.И. Вернадского, «Мировоззрение Холизма» Е.Нордланд, «Благоговенье перед жизнью» А.Увейцера, «Биогеосистемная экология» И.В. Стебаева, «Экология человека» В.П. Казначеева, «Этика осознания» Р.Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В.Джекобсона, экологическая педагогика и психология С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина. Экологическое понимание мира сегодня изучается на пересечении и взаимодействии нескольких рядов научных дисциплин: от биологии и генетики до истории культуры и философии, психологии и социологии. Все значимее становятся исследования выполняемые в русле экологической педагогики [1].
На сегодняшний день в педагогике не сложилось единого мнения на предмет экологического образования. Так, Сорочук Т.А. считает, что в экологическое развитие можно включить следующие компоненты: нравственное воспитание (гуманность к природе); интеллектуальное развитие (экологические знания); умение видеть и чувствовать прекрасное в природе (развития эстетических чувств); практическая деятельность (уход за животными и растениями) [4]. Николаева С.Н. считает главной целью экологического воспитания формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется [5].
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [6].
Психологами доказано, что даже самые великолепные репродукции и фотографии не смогут дать детям полного представления и природном мире, поскольку очень важно, чтобы дошкольники воспринимали его при помощи всех органов чувств. Поэтому в ходе экологического воспитания так важно объединение следующих видов деятельности [2]:
- Наблюдения;
- Экспериментирования;
- Изобразительной деятельности;
- Речевой деятельности;
- Литературного творчества;
- Театрализованной и музыкальной деятельности.
На базе ГБДОУ № 16 Адмиралтейского района мною был проведен ряд диагностических методик на выявление уровня экологической культуры и креативности. В диагностический комплекс входили: методики Дерябо-Ясвина «Натурафил» и «Альтернатива; методика «Экологический выбор» С. А. Котовой; диагностика экологического отношения по Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцовой; методика «Дорисовывание фигур О. М. Дьяченко». Результаты детей старшего дошкольного возраста показали, что у дошкольников недостаточно сформировано экологическое сознание. Заинтересованность ребенка природным миром ситуативна, краткосрочна. Эмоциональная реакция слабо отражается в речевых высказываниях, что свидетельствует о ее недостаточной осознанности. Зачастую дошкольники демонстрируют противоречие между имеющимися знаниями и реальным поведением. Они знают, что природу нужно беречь, но сами не всегда готовы выполнять в жизненных ситуациях. Ведущим типом мотивации дошкольника в отношениях с природой является прагматический (по В.Я. Ясвину). Он проявляется в потребительском отношении к природному миру и его объектам. Это говорит о том, что дети извлекают сиюминутную выгоду от природы, не задумываясь, потребляют ее ресурсы. Оценивая воображения у дошкольников, можно сказать, что оно находится на низком уровне. У обследованных детей данного возраста плохо развито воображение, отсутствует детализация, разработанность и оригинальность в изобразительном творчестве. Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной целенаправленной работы педагога в этом направлении. На мой взгляд, выявленную проблему может решить введение дополнительного образовательного модуля.
Мною был разработан краткосрочный детско-родительский проект «Сам себе я помогу и природу сберегу», в котором использовался интегрированный подход, объединяющий образовательную и художественно-творческую деятельность. Целью данного проекта является формирование основ экологической культуры у детей старшей возрастной группы через художественно-творческую и познавательную деятельность. Были поставлены следующие задачи:
- Формировать основы экологической культуры у детей старшей возрастной группы посредством интеграции художественно-творческой и познавательной деятельностей;
- Воспитывать любовь к родной природе и ценностное отношение к ее богатствам.
- Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми в рамках образовательного проекта экологической направленности;
- Показать детям и родителям варианты необычного и творческого использования бросового материала, игровых технологий;
- Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы новыми интерактивными пособиями и материалами в области экологического образования;
- Развивать творческое воображение детей и художественно- эстетический вкус.
Различные занятия искусством не только помогают раскрыть творческий потенциал дошкольника, но и формируют у него правильное мировоззрение, воздействуя на всю эмоционально-чувственную сферу. Поэтому обучение и воспитание дошкольников должно использовать средства арт-педагогики, интегрирующие различные виды искусства [3]:
- Музыку;
- Изобразительное искусство;
- Театр;
- Литература.
Основная цель использования средств арт-педагогики – социальная адаптация личности через различные виды и средства искусства, творческое развитие детей. Проявление себя в различных видах изобразительной практики и экспериментирования помогает детям в понимании самого себя, понимании других, дает возможность знакомиться с окружающим миром через нравственность и красоту [3].
Поэтому опора на разные виды искусства, применение арт-педагогических средств активно была использована на занятиях проекта «Сам себе я помогу и природу сберегу». Для работы с детьми старшей группы были выбраны следующие арт-технологии:
- Нетрадиционные техники рисования: дудлинг, рисование тычком, губкой, ватными палочками, рисование пальчиками, кляксография;
- Пластилинография;
- Словесное творчество «Письмо животному из жарких и холодных стран» (импровизация);
- Арт-технология «Подражание природе».
В содержание проекта были включены различные художественные произведения, соответствующие основным тематическим блокам:
- Блок «Лес» закрепляет и углубляет представления детей о лесе и его обитателях. Художественные тексты- П.И. Чайковский «Времена года», М.К. Чюрленис картина «Лес», фрагмент симфонической поэмы «В лесу», К.Юон «Конец зимы. Полдень», В. Бакшев «Голубая весна», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» и др;
- Блок «Животные» формирует знания о животных и стремление заботиться и ухаживать за ними. В данном блоке использовались произведения художников-анималистов: М.Ефремовой, Е. Чарушина, Т. Капустиной, а также фрагмент мультфильма на музыку К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
- Блок «Вода», в содержании которого включены музыкальные произведения, посвященные водной стихии- Н.А. Римского-Корсакова, М.К. Чюрлениса, художников-А. П. Боголюбова, Л.П. Тихомирова, формирует способность видеть красоту окружающего водного пространства, стремление сохранять и оберегать природный мир водоемов, рек, озер, морей и океанов;
- Блок «Я в природе» формирует элементарные экологические знания, здорового образа жизни.
При отборе содержания занятий мы опирались на потребности и интересы дошкольников, особый акцент мы уделяли созданию таких педагогических условий, которые смогут превратить ребенка в субъект своей деятельности. Поэтому каждое занятие завершалось каким-либо деятельностным актом по созданию творческого продукта. Педагог выстраивает взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала. С помощью системного использования арт-технологий у дошкольника идет развитие эстетической эмпатии, ребенок учится видеть и сопереживать процессы, которые происходят в окружающей среде.
Как сказал великий русский писатель М.М. Пришвин «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Список литературы:
- Воспитание здорового образа жизни учащихся. Педагогическая энциклопедия. — М.: изд-во УО РИПО, 2005.
- Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144с., илл.
- Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. — М.: Просвещение, 2002.
- Сорочук Т.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Код доступа: 10. 11. 2016.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Код доступа: 20. 11. 2016.
|