Короткова Надежда Владимировна. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕТСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕТСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Короткова Н.В. ГБДОУ № 16 Адмиралтейский район Санкт-Петербурга

Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного, начального, среднего, специального и высшего образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, осознание угрозы экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений человека с природой, выработки новой экологической этики. Современные дошкольники оторваны от живой природы и ее ритмов, они живут в мире техники, насыщенной высокими скоростями изменений. Эта ситуация обостряет проблему экологического образования ребенка и усложняет воспитательную практику. Президент России подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны

 

Дети, особенно если они проживают в крупном городе, редко имеют возможность тесного общения с природой. Взаимодействие с природой это важный компонент экологического и эстетического развития ребенка. Но даже если у взрослых есть возможность вывозить ребенка на природу, то они не всегда верно организовывают деятельность детей, поддерживающую интерес к познанию и пробуждению эмоций. А ведь очень важно показывать красоту каждого листочка и цветка. Сегодня взрослые должны помочь дошкольнику испытать восторженные чувства при виде капелек росы, радуги в солнечный день и других природных явлений. Положительные эмоциональные переживания формируют основу экологического сознания ребенка.

Теоретические основы рассмотрения экологического сознания были заложены в научных и социально-философских концепциях ХХ-го века: «Ноосферное учение» В.И. Вернадского, «Мировоззрение Холизма» Е.Нордланд, «Благоговенье перед жизнью» А.Увейцера, «Биогеосистемная экология» И.В. Стебаева, «Экология человека» В.П. Казначеева, «Этика осознания» Р.Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В.Джекобсона, экологическая педагогика и психология С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина. Экологическое понимание мира сегодня изучается на пересечении и взаимодействии нескольких рядов научных дисциплин: от биологии и генетики до истории культуры и философии, психологии и социологии. Все значимее становятся исследования выполняемые в русле экологической педагогики [1].

На сегодняшний день в педагогике не сложилось единого мнения на предмет экологического образования. Так, Сорочук Т.А. считает, что в экологическое развитие можно включить следующие компоненты: нравственное воспитание (гуманность к природе); интеллектуальное развитие (экологические знания); умение видеть и чувствовать прекрасное в природе (развития эстетических чувств); практическая деятельность (уход за животными и растениями) [4]. Николаева С.Н. считает главной целью экологического воспитания формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется [5].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [6].

Психологами доказано, что даже самые великолепные репродукции и фотографии не смогут дать детям полного представления и природном мире, поскольку очень важно, чтобы дошкольники воспринимали его при помощи всех органов чувств. Поэтому в ходе экологического воспитания так важно объединение следующих видов деятельности [2]:

  • Наблюдения;
  • Экспериментирования;
  • Изобразительной деятельности;
  • Речевой деятельности;
  • Литературного творчества;
  • Театрализованной и музыкальной деятельности.

На базе ГБДОУ № 16 Адмиралтейского района мною был проведен ряд диагностических методик на выявление уровня экологической культуры и креативности. В диагностический комплекс входили: методики Дерябо-Ясвина «Натурафил» и «Альтернатива; методика «Экологический выбор» С. А. Котовой; диагностика экологического отношения по Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцовой; методика «Дорисовывание фигур О. М. Дьяченко». Результаты детей старшего дошкольного возраста показали, что у дошкольников недостаточно сформировано экологическое сознание. Заинтересованность ребенка природным миром ситуативна, краткосрочна. Эмоциональная реакция слабо отражается в речевых высказываниях, что свидетельствует о ее недостаточной осознанности. Зачастую дошкольники демонстрируют противоречие между имеющимися знаниями и реальным поведением. Они знают, что природу нужно беречь, но сами не всегда готовы выполнять в жизненных ситуациях. Ведущим типом мотивации дошкольника в отношениях с природой является прагматический (по В.Я. Ясвину). Он проявляется в потребительском отношении к природному миру и его объектам. Это говорит о том, что дети извлекают сиюминутную выгоду от природы, не задумываясь, потребляют ее ресурсы. Оценивая воображения у дошкольников, можно сказать, что оно находится на низком уровне. У обследованных детей данного возраста плохо развито воображение, отсутствует детализация, разработанность и оригинальность в изобразительном творчестве. Полученные результаты говорят о необходимости проведения специальной целенаправленной работы педагога в этом направлении. На мой взгляд, выявленную проблему может решить введение дополнительного образовательного модуля.

Мною был разработан краткосрочный детско-родительский проект «Сам себе я помогу и природу сберегу», в котором использовался интегрированный подход, объединяющий образовательную и художественно-творческую деятельность. Целью данного проекта является формирование основ экологической культуры у детей старшей возрастной группы через художественно-творческую и познавательную деятельность. Были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать основы экологической культуры у детей старшей возрастной группы посредством интеграции художественно-творческой и познавательной деятельностей;
  2. Воспитывать любовь к родной природе и ценностное отношение к ее богатствам.
  3. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с детьми в рамках образовательного проекта экологической направленности;
  4. Показать детям и родителям варианты необычного и творческого использования бросового материала, игровых технологий;
  5. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы новыми интерактивными пособиями и материалами в области экологического образования;
  6. Развивать творческое воображение детей и художественно- эстетический вкус.

Различные занятия искусством не только помогают раскрыть творческий потенциал дошкольника, но и формируют у него правильное мировоззрение, воздействуя на всю эмоционально-чувственную сферу. Поэтому обучение и воспитание дошкольников должно использовать средства арт-педагогики, интегрирующие различные виды искусства [3]:

  • Музыку;
  • Изобразительное искусство;
  • Театр;
  • Литература.

Основная цель использования средств арт-педагогики – социальная адаптация личности через различные виды и средства искусства, творческое развитие детей. Проявление себя в различных видах изобразительной практики и экспериментирования помогает детям в понимании самого себя, понимании других, дает возможность знакомиться с окружающим миром через нравственность и красоту [3].

Поэтому опора на разные виды искусства, применение арт-педагогических средств активно была использована на занятиях проекта «Сам себе я помогу и природу сберегу». Для работы с детьми старшей группы были выбраны следующие арт-технологии:

  • Нетрадиционные техники рисования: дудлинг, рисование тычком, губкой, ватными палочками, рисование пальчиками, кляксография;
  • Пластилинография;
  • Словесное творчество «Письмо животному из жарких и холодных стран» (импровизация);
  • Арт-технология «Подражание природе».

В содержание проекта были включены различные художественные произведения, соответствующие основным тематическим блокам:

  • Блок «Лес» закрепляет и углубляет представления детей о лесе и его обитателях. Художественные тексты- П.И. Чайковский «Времена года», М.К. Чюрленис картина «Лес», фрагмент симфонической поэмы «В лесу», К.Юон «Конец зимы. Полдень», В. Бакшев «Голубая весна», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» и др;
  • Блок «Животные» формирует знания о животных и стремление заботиться и ухаживать за ними. В данном блоке использовались произведения художников-анималистов: М.Ефремовой, Е. Чарушина, Т. Капустиной, а также фрагмент мультфильма на музыку К. Сен-Санса «Карнавал животных»;
  • Блок «Вода», в содержании которого включены музыкальные произведения, посвященные водной стихии- Н.А. Римского-Корсакова, М.К. Чюрлениса, художников-А. П. Боголюбова, Л.П. Тихомирова, формирует способность видеть красоту окружающего водного пространства, стремление сохранять и оберегать природный мир водоемов, рек, озер, морей и океанов;
  • Блок «Я в природе» формирует элементарные экологические знания, здорового образа жизни.

При отборе содержания занятий мы опирались на потребности и интересы дошкольников, особый акцент мы уделяли созданию таких педагогических условий, которые смогут превратить ребенка в субъект своей деятельности. Поэтому каждое занятие завершалось каким-либо деятельностным актом по созданию творческого продукта. Педагог выстраивает взаимосвязь различных видов деятельности: музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, игровой. Благодаря такой работе дошкольники получают познавательную нагрузку, активизацию мотивационной сферы и творческого потенциала. С помощью системного использования арт-технологий у дошкольника идет развитие эстетической эмпатии, ребенок учится видеть и сопереживать процессы, которые происходят в окружающей среде.

Как сказал великий русский писатель М.М. Пришвин «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Список литературы:

  1. Воспитание здорового образа жизни учащихся. Педагогическая энциклопедия. — М.: изд-во УО РИПО, 2005.
  2. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144с., илл.
  3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. — М.: Просвещение, 2002.
  5. Сорочук Т.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Код доступа: 10. 11. 2016.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Код доступа: 20. 11. 2016.
Просмотров: 540
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Духовская Татьяна Петровна. Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность
  • Щукина Наталья Борисовна. Консультация для воспитателей 'Воспитание экологической культуры у дошкольников через проектную деятельность'
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Ладошина Яна Николаевна. Формирование начал экологической культуры у детей 5 – 6 лет при общении с природой
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Пантелеева Наталья. Воспитание экологической культуры дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Пунтус Ирина Игоревна. Воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала.
  • Лариса Гурылина. Презентация - Формирование экологической культуры у младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность в условиях ДОУ
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Доманова Елена Ивановна. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Пученина Людмила Юрьевна Камардина Ольга Андреевна. Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь