Воспитание экологической культуры старших дошкольников с ОНР средствами конструирования из бросового материала
(из опыта работы)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного района Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Автор воспитатель Пунтус Ирина Игоревна
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, приучают любить и уважать природу.
Конструирование из бросового материла- это отличный способ показать детям, как можно из уже отработанных вещей, создать что-то новое и интересное. Не выбрасывая, не засоряя природу, уже использованными, пластиковыми бутылками, коробочками из под сока, пробками и др., самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь.
В своей практике я постоянно использую этот вид конструирования. Он позволяет не только интегрировать образовательные области в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), но и решать целый комплекс задач:
- Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в бросовых вещах интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы.
- Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать бережное отношение к природе и т.д.
Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей с ОНР. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыками и умения, учатся мыслить.
Конструирование из бросового материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку, её изготовление требует определенных волевых усилий. У детей с ОНР при нормальном слухе и первично сохраненным интеллектом отличается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизация, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя вслух, а говорить-значит думать.
В течении 2013- 2014 года в моей группе был реализован творческо-исследовательский проект «Ненужные вещи», целью которого стало: создание условий для сохранения чистоты в доме, детском саду и экологической обстановки в городе.
В основной части проекта я познакомила ребят с понятием ненужные вещи. У многих из нас дома хранятся бесполезные, ненужные вроде бы вещи, но они могут обрести вторую жизнь, если им найти новое оригинальное применение и не выбрасывать их.
Ребята в ходе организованной и самостоятельной деятельности (просмотр презентаций, книг «Умные руки», «Мастерим с родителями», видеороликов, рассказа воспитателя, мастер-классов и др.) узнали, что из многих ненужных вещей делают предметы интерьера, сувениры, игрушки. Работая с энциклопедиями, ребята узнали, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок. Здесь могут быть опасные и вредные для организма человека отходы. Многие отходы можно использовать в промышленности.
Наблюдая за наполняемостью мусорного ведра в детском саду, ребята увидели, что в него ежедневно попадает много вещей: целлофановые пакеты, обрезки бумаги, коробки из под соков и йогуртов. Опираясь на наблюдение, ребята смогли представить, какое количество мусора ежедневно образуется во всем детском саду.
Ребятам стало интересно узнать, используют дети других групп детского сада шанс уменьшить количество мусора. Поэтому я и мои воспитанники опросил в детском саду несколько человек. Мы узнали, что почти все опрошенные выбрасывают ненужные вещи в мусорные баки, затем этот мусор вывозят на свалки.
На лекции я рассказала ребятам, что пластмассовые бутылки, изделия из пластмассы и полиэтилена, пробки не перегнивают в почве, и поэтому их нельзя закапывать или выбрасывать на землю, так как они засоряют природу. Ребята решили дать вторую жизнь ненужным вещам.
На втором этапе моего проекта мы в течении учебного года изготавливали поделки из бросового материала в рамках лексических тем. Так, например, в сентябре- ноябре в рамках лексических тем «Детский сад. Профессии.», «Осень. Деревья», «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад», «Откуда хлеб пришел?», «Лес. Грибы. Ягоды», «Перелетные птицы», «Одежда. Головные уборы. Обувь», «Игрушки», «Посуда» нами были изготовлены стиральные машинки для кукольного уголка из стаканчиков из-под йогурта, шкатулки из банок из под кофе с декорированием природным материалом (орехи, семечки, желуди), овощи и фрукты из папье- маше (обрезков бумаги), грибы (стаканчики из под йогурта и цветная бумага), кормушки для птиц (из молочных коробок), разноцветные шляпы (стаканчики из под йогурта и цветная бумага), самодельный цветной конструктор (из коробочек из под сока и цветной бумаги), тарелки из папье- маше (обрезков бумаги). В декабре- феврале в рамках лексических тем «Зима», «Домашние животные», «Дикие животные зимой и их детеныши», «Новогодний праздник», «Зимние забавы», «Транспорт», «Правила дорожного движения», «Мебель», «Профессии. Инструменты», «Стройка. Профессии», «Защитники Отечества» нами были изготовлены новогодние украшения из CD-дисков, поросята из яиц из киндер-сюрпризов, медведи из стаканчиков из под йогурта, автобус из коробки из под ряженки, светофор из коробочки из под сока, засохшего фломастера и пробки от пластиковой бутылки, мебель из спичечных коробков, огнетушители для пожарного из пластиковой бутылки из под Растишки, дома из коробок из под сока 2 л.
В марте- мае в рамках лексических тем «Весна. Мамин праздник. Первоцветы», «Семья», «Весна. Прилет птиц.», «Животный мир морей и океанов. Речные и аквариум. рыбы», «Космос», «Наше здоровье», «Человек. Части тела», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Насекомые», «9 мая. День победы», «Наш город- Санкт- Петербург», «Лето», «Полевые цветы» нами были изготовлены цветы для мам из одноразовых ложек, наборы вкладывающихся в друг-друга игрушек «Моя семья» из стаканчиков из под йогурта, птенцы из из яиц из киндер-сюрпризов, аквариумы из коробок из под сока 2 л., ракеты из бутылок из-под лимонада 0,5 л, доктор Айболит из коробочки из под сока 0,33 и стаканчика из под йогурта, жираф из бельевых прищепок, моржи из одноразовых бумажных тарелок, божьи коровки из коробочки из под сока 0,33, макет здания Адмиралтейства из больших и малых коробок.
В ходе проекта ребята познакомились с разнообразными материалами, научились видеть необычное в обычном, работать аккуратно, по замечаниям родителей, дети стали бережнее относиться к природе, чаще наводить порядок в своих уголках.
Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование из бросового материала не только интересный вид деятельности, но и очень эффектное средство развития у детей внимания, эстетического вкуса, фантазии конструктивных навыков.
В результате работы над проектом я и мои воспитанники пришли к выводу, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и экологической обстановки окружающей среды. И нужно для этого всего лишь желание, немного фантазии, минимум инструментов, и получаются замечательные вещи из уже, казалось ненужных предметов. Помните, помогая природе, Вы помогаете себе!
|